Статьи > Статьи по теме "Бухгалтерский учет" > Бухгалтерский аутсорсинг vs свой бухгалтер (бухгалтерия)

Бухгалтерский аутсорсинг vs свой бухгалтер (бухгалтерия)

Александр Карпов, директор и ведущий консультант Компании РиК, президент Ассоциации эффективного бизнеса, основатель бизнес-школы "Первая школа предпринимателей", автор книг по менеджменту и бизнесу

Если у вас есть свой бизнес, который юридически оформлен, вам необходимо вести бухгалтерский учет. При этом возникает вопрос, как организовать ведение бухгалтерского учета.

Есть два основных подхода к организации бухгалтерского учета:
  • нанять бухгалтера(ов) в штат (свой бухгалтер/бухгалтерия);
  • заключить договор со специализированной компанией, оказывающей бухгалтерские услуги (бухгалтерский аутсорсинг).

    Очевидно, что нет какого-то идеального варианта. У каждого из них есть свои плюсы и минусы. Поэтому, принимая решение об организации и ведении бухгалтерского учета в конкретной компании, желательно учитывать эти плюсы и минусы. Кто-то сочтет для себя более выгодным первый вариант, а кто-то – второй.

    Итак, далее будут рассмотрены все основные плюсы и минусы двух этих подходов к ведению бухучета.

    Плюсы и минусы собственного бухгалтера (бухгалтерии)

    Безусловно, основным (в некоторых случаях и единственным) преимуществом наличия собственного бухгалтера (бухгалтерии) в штате компании является возможность оперативного решения всех вопросов. Это объясняется тем, что в данном случае бухгалтер (или бухгалтерия) всегда, как говорится, под рукой.

    При это нужно учитывать один важный нюанс. Оперативность решения вопросов может быть не очень высокой в том случае, когда будет возникать какая-то ситуация, с которой раньше бухгалтер не сталкивался. В таком случае, кстати, бухгалтерия на аутсорсинге – более выгодный вариант, поскольку там больше специалистов разного профиля, поэтому можно будет быстрее получить ответ на какой-то нестандартный (или новый) для данной компании вопрос.

    Кроме того, сейчас, когда так развиты разные средства коммуникации, не очень критично физическое наличие бухгалтера в офисе в течение рабочего дня.

    Минусов такого варианта ведения бухучета гораздо больше, чем плюсов.

    Для начала рассмотрим минусы собственного бухгалтера (бухгалтерии), связанные с затратами.

    Для бухгалтера (бухгалтерии) нужно оборудовать рабочее место. Это приводит к возникновению и разовых (инвестиционных) затрат, и периодических (текущих) затрат, связанных с работой бухгалтера (бухгалтерии).

    К последней группе затрат могут относиться следующие затраты:
  • расходные материалы и канцтовары: бумага, папки, картриджи для принтера (в т.ч. их заправка), ремонт принтера и т.д.;
  • обновление бухгалтерских программ;
  • налоги с ФОТ (фонд оплаты труда) бухгалтера (бухгалтерии);
  • курсы повышения квалификации бухгалтера(ов).

    Что касается последнего пункта, то последнее время наблюдается тенденция ужесточения контроля деятельности бухгалтеров со стороны государства. Требования к профессиональным бухгалтерам постоянно увеличиваются, что, естественно, приводит и к росту затрат, связанных с профессиональным обучение и переподготовкой бухгалтеров. Если бухгалтер работает в штате, то затраты на прохождения подобных курсов вынужден оплачивать работодатель.

    Если в компании работает всего один бухгалтер, то еще одним минусом является то, что могут возникать проблемы, когда он уходит в отпуск или болеет. При аутсорсинге бухгалтерских услуг такой проблемы нет.

    Наконец еще одним немаловажным минусом ведения бухучета своим бухгалтеров является то, что он может создать проблемы, которые проявятся не сразу, а уже после его ухода из компании. В некоторых случаях такие проблемы могут приводить к возникновению штрафов и других финансовых затрат у компании. В таком случае не к кому будет предъявлять претензии.

    Плюсы и минусы аутсорсинга бухгалтерии

    Наверное, одно из основных преимуществ бухгалтерского аутсорсинга является большая степень ответственности. Штатный бухгалтер может в любой момент уволиться, причем ошибки в его работе могут проявиться позже (иногда намного позже), поэтому просто не к кому будет предъявлять претензии. В случае с аутсорсингом бухгалтерских услуг подобные проблемы не возникают.

    Если в компании, оказывающей бухгалтерские услуги, меняются сотрудники, то это никак не влияет на ее ответственность перед клиентами. Кстати, после увольнения штатного бухгалтера руководству компании нужно будет тратить время на подбор нового сотрудника. При аутсорсинге бухгалтерии подобных проблем не возникает.

    В этом случае не нужно и контролировать работу бухгалтера. Руководство компании может сконцентрироваться на решении важных для него задач, а всем, что касается бухгалтерии, будет заниматься аутсорсинговая компания.

    Как правило, в случае с бухгалтерским аутсорсингом затраты компании на ведение бухгалтерского учета ниже по сравнению с тем вариантом, когда бухучет ведут штатные сотрудники.

    Это обусловлено следующим факторами:
  • нет необходимости оборудовать рабочее место бухгалтера (бухгалтерии) и нести текущие затраты, связанные с финансированием его деятельности;
  • не нужно платить за обновление и апргрейд бухгалтерских программы и баз;
  • не нужно оплачивать курсы повышения квалификации своего бухгалтера;
  • не нужно платить налоги с ФОТ бухгалтера (бухгалтерии);
  • не нужно оплачивать премии – каждый месяц просто выплачивается фиксированная сумма, которая, конечно, может пересматриваться после увеличения объемов работ по ведению бухучета.

    Что касается недостатков бухгалтерского аутсорсинга, то одним из основных его минусов является отсутствие каждодневного очного контакта, но, как уже было отмечено выше, в наше время это не так критично, как было раньше.


    Итак, в данной статье проведено сравнение двух вариантов ведения бухгалтерского учета. Вполне возможно, что здесь рассмотрены не все факторы, которые учитываются при принятии решения об организации бухучета в конкретной компании. Но те плюсы и минусы, которые описаны в данной статье, как правило, актуальны во всех случаях, поэтому их желательно принимать во внимание при выборе.


    Если у Вас возникли какие-то вопросы по данной статьей Вы можете направить их по адресу 5046320@mail.ru. Автор статьи ответит на Ваши вопросы в течение нескольких дней с момента получения.

    Ниже представлена форма для подписки на новые материалы сайта (статьи и опыт), связанные с постановкой современной системы управления и повышением эффективности компании. То есть в рассылках будет информация только о новых материалах, аналогичных тому, что размещен на данной странице сайта.

    Узнать для чего нужно становиться подписчиком данного сайта


    Подпишитесь на рассылку новых материалов сайта



  • Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    67 − = 63