Статьи > Статьи по теме "Экономика и финансы" > Финансовый анализ. Минусы классического подхода

Финансовый анализ. Минусы классического подхода

Александр Карпов, директор и ведущий консультант Компании РиК, президент Ассоциации эффективного бизнеса, основатель бизнес-школы "Первая школа предпринимателей", автор книги "Основы экономики и финансов. Для владельцев бизнеса, руководителей и менеджеров"

rik-company.ru

С одной стороны, финансовый анализ – один из самых проработанных и формализованных инструментов финансового менеджмента. С другой стороны, классический финансовый анализ очень сложно применять на практике.

Есть три основных минуса классического финансового анализа:
  • максимально возможная формализация;
  • использование для анализа показателей, которые для данных целей не очень применимы;
  • использование данных бухгалтерского, а не управленческого учета.

    Формальный анализ финансовой деятельности

    Процедура классического финансового анализа выглядит следующим образом. Берется финансовая отчетность компании за анализируемый период. На ее основе рассчитываются определенные финансовые коэффициенты по заранее известным формулам.

    Затем на основе полученных значений рассчитанных финансовых коэффициентов делаются определенные выводы о финансовом состоянии предприятия. Причем эти выводы являются однозначными.

    Для того чтобы это сделать процедура финансового анализа предусматривает сравнение значений финансовых показателей с диапазонами возможных значений. В зависимости от того в какой диапазон попадают значения финансовых коэффициентов, делаются тот или иной вывод о финансово-экономической эффективности компании.

    Таким образом, процесс финансового анализа может быть полностью формализован. Участие менеджеров и специалистов компании в проведении такого финансового анализа может быть сведено к минимуму, поскольку есть четкий алгоритм действий.

    Кстати, именно поэтому есть специализированные программные продукты для проведения анализа финансового состояния компании. В них только нужно ввести данные из финансовых отчетов и нажать на кнопку. Через некоторое время можно получить отчет с результатами анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

    Какое-то время назад многим компаниям это нравилось, но со временем они пришли к выводу, что вряд ли таким способом можно провести действительно качественный анализ финансовой деятельности компании.

    Получается, что эта самая формализация является скорее проблемой, а не возможностью для компании, пытающейся использовать финансовый анализ в своей работе.

    Разработчиков методики классического финансового анализа можно понять. Они хотели дать предприятиям уже полностью готовый инструмент, который сразу же можно было использовать на практике. Причем, этот инструмент является универсальным абсолютно для всех компаний.

    Вообще-то, в этом есть определенная логика, потому что классический финансовый анализ базируется только на финансовой отчетности компании. При этом не используются данные управленческой отчетности.

    Действительно, есть стандарты финансовый отчетности, которые можно применять для всех компании, неважно, чем конкретно они занимаются.

    Если смотреть на финансово-экономическое состояние компании в целом, то оно характеризуется тремя основными срезами:
  • финансовый результат (прибыль), который зарабатывает компании;
  • финансовые потоки, которые через нее проходят;
  • активы (то, чем владеет компании) и пассивы (то, благодаря чему у компании есть ее активы).

    Поэтому с глобальной финансовой точки зрения все компании одинаковы в том смысле, что у всех есть прибыль (или убыток), есть финансовые потоки, есть активы и источники их финансирования.

    То есть получается, что финансово-экономическое состояние любой компании можно посмотреть с помощью трех СТАНДАРТНЫХ финансовых отчетов:
  • отчет о доходах и расходах (прибылях и убытках);
  • отчет о движении денежных средств;
  • балансовый отчет (баланс).

    Поэтому и возникает соблазн придумать какой-то стандартный для всех алгоритм финансового анализа предприятия, но из этого вряд ли может получиться что-то пригодное для практики.

    Несомненно, есть определенные базовые правила, которые должны выполняться для всех компаний. Если они не выполняются, то однозначно можно сделать вывод о том, что финансово-экономическое состояние компании не может быть признано удовлетворительным.

    Например, очевидно, что чистая прибыль должна быть положительной, а не отрицательной. Также ясно, что в компании должен быть положительный финансовый поток, причем не только суммарный, но и по основной деятельности компании. Суммарный финансовый поток (разница между всеми поступлениями и всеми выплатами) может быть положительным, при отрицательном потоке по основной деятельности, за счет того, что компания активно кредитуется.

    Естественно и капитал компании не должен быть отрицательным (это следствие того, что компания долгое время работает в убыток).

    Да, это все очевидные выводы, но как можно для всех компаний установить какие-то жесткие ограничения (диапазоны) для финансовых показателей и делать однозначные выводы по результатам проведения такого анализа финансового состояния?

    Для каких-то компаний определенные значения финансовых коэффициентов могут быть вполне нормальными, а для других означать, что они находятся на грани банкротства.

    В этом деле все очень индивидуально, даже если проводить финансовый анализ двух компаний, занимающихся одинаковыми направлениями деятельности.

    Для нормального анализа нельзя ограничиваться одной только финансовой отчетностью. Нужно "копать глубже", используя управленческую отчетность (хотя финансовые отчеты тоже являются частью управленческих).

    Анализируя финансовые отчеты, можно определить направления дальнейшего более детального анализа, который невозможно провести без управленческих отчетов.

    При анализе финансовых отчетов компания может обнаружить потенциальные проблемы в финансово-экономическом состоянии, но чтобы дойти до сути необходимо погрузиться на более нижний уровень. То есть проанализировать эффективность бизнес-процессов, проектов и подразделений компании.

    Кроме того, ведь анализ должен заканчиваться определенными выводами на будущее и принятием решений. Как известно, большинство конкретных решений принимаются именно на нижнем, а не на верхнем уровне.

    Например, на верхнем уровне может быть принято решение (пока предварительное) о необходимости увеличения прибыли не менее чем на 20%. Но для того чтобы это решение реализовать нужно понимать что конкретно нужно делать на уровне бизнес-процессов, проектов и подразделений компании.

    В противном случае решения, принимаемые на основе финансового анализа, проведенного на верхнем уровне, могут сводиться к лозунгам в стиле "давайте жить лучше".

    Ведь необходимо понимать за счет чего конкретно можно будет увеличить прибыль не менее чем на 20%. А такие решения невозможно принять без глубокого финансово-экономического анализа, проводимого не только на глобальном уровне, но и на более детальном.

    В рассматриваемом примере решения могут касаться ценовой и ассортиментной политики компании, условий работы с клиентами, оптимизации затрат по всем бизнес- процессам компании и т.д.

    Очевидно, что невозможно придумать какой-то типовой алгоритм действий в такой ситуации. Если его и можно разработать, то для какой-то конкретной компании (с учетом особенностей ее работы), а не для всех.

    Анализ финансовых показателей

    Второй принципиальный недостаток классического финансового анализа связан с применением финансовых показателей определенного типа.

    Речь идет о том, что по такому параметру как "время" все финансовые показатели (на самом деле не только финансовые) могут разбиваться на три группы (см. Рис. 1):
  • интервальные (оборотные);
  • мгновенные (сальдовые);
  • смешанные.

    Рис. 1. Классификация показателей по параметру "Время"

    Классификация показателей по параметру время

    Интервальные финансовые показатели и коэффициенты рассчитываются ЗА ОПРЕДЛЕННЫЙ ПЕРИОД ВРЕМЕНИ. Например, это может быть год, квартал, месяц, неделя или даже день.

    К таким финансовым показателям относятся все статьи отчета о доходах и расходах: выручка от реализации, расходы, прибыль (там может быть несколько разных прибылей) и рентабельность продаж.

    Также интервальными финансовыми показателям являются некоторые статьи отчета о движении денежных средств, в частности, поступления и выплаты денежных средств и финансовый поток.

    Значения мгновенных показателей считаются НА КОНКРЕТНЫЙ МОМЕНТ ВРЕМЕНИ (на начало или конец определенной даты).

    К мгновенным финансовым показателям относятся все статьи баланса, а также две статьи отчета о движении денежных средств: остаток денег на начало и на конец периода.

    Смешанные показатели получаются путем осуществления математических операций над интервальными и мгновенными показателями.

    К финансовым показателям данного типа относится, например, оборачиваемость активов. Она может рассчитываться в целом по всем активам и по каждому элементу в отдельности, например, оборачиваемость дебиторской задолженности, оборачиваемость готовой продукции и т.д.

    Также к смешанным показателям относятся, например, рентабельность активов и собственного капитала компании.

    Необходимо обратить внимание на то, что во всех формулах расчета смешанных финансовых показателей используются средние значения мгновенных показателей за анализируемый период.

    Это, в общем-то, вполне логично, ведь в отличие от интервальных показателей, мгновенные дают информацию на какой-то момент времени, а не за период. Поэтому чтобы расчет смешанных показателей получался корректным в формулах финансовых коэффициентов нужно использовать среднее значение за весь период, а не на какой-то момент времени в этом периоде.

    Значение мгновенных показателей в течение анализируемого периода может сильно меняться. Например, дебиторская задолженность на конец третьего числа месяца может составлять X рублей, а на конец десятого только 20% от X, потому что клиенты заплатили деньги, частично погасив свой долг. Еще через пять дней дебиторская задолженность может быть равна 1.7 от Х, т.к. компания отгрузила продукцию (или оказала услуги) клиентам.

    Такое может происходить с каждым мгновенным показателем. Естественно, возникает вопрос: на какой именно момент времени, в течение анализируемого периода, необходимо рассчитать значение мгновенного показателя, чтобы использовать его в формуле расчета смешанного показателя?

    Очевидно, что было бы не правильно ориентироваться только на одно значение мгновенного показателя в течение анализируемого периода. Поэтому в формуле используется среднее значение мгновенного показателя.

    Есть еще одна особенность, связанная с использованием мгновенных показателей для финансового анализа. Положительная или отрицательная динамика оборотных и смешанных показателей однозначно свидетельствует об улучшении или ухудшении ситуации соответственно.

    Безусловно, если растет выручка от реализации, то это положительная тенденция. Тоже самое можно сказать, например, и в отношении рентабельности активов.

    Если растет или падает значение мгновенных финансовых показателей, то невозможно однозначно утверждать хорошо это или плохо для компании.

    Например, если растет значение такого мгновенного показателя как дебиторская задолженность или товарный запас, то это положительная или отрицательная тенденция?

    Понятно, что могут быть разные ситуации. Дебиторская задолженность может расти потому, что клиенты стали гораздо хуже платить. Естественно, это говорит об ухудшении финансово-экономической ситуации. Но та же дебиторка может расти потому, что растет и выручка от реализации, то есть компания стала больше продавать.

    Аналогичный комментарий можно сделать и в отношении товарного запаса. Он может расти потому, что компания стала меньше продавать (товарный запас накапливается) или потому что наоборот стала больше продавать.

    Из всего вышесказанного можно сделать один очень важный практический вывод.

    Для проведения финансового анализа лучше не использовать в чистом виде мгновенные финансовые показатели, т.к. они могут очень сильно меняться в каждом периоде. Кроме того, не ясно какой вывод можно сделать, опираясь на динамику мгновенных показателей. Поэтому для анализа необходимо больше опираться на интервальные или смешанные показатели.
    Если вернуться к только что приведенному примеру с дебиторской задолженностью и товарным запасом, то для их анализа лучше использовать такой смешанный показатель как оборачиваемость. Если оборачиваемость (рассчитанная в днях) дебиторской задолженности и товарного запаса уменьшается, то это положительная тенденция, а если растет – отрицательная.

    В классическом финансовом анализе мгновенные показатели составляют значительную долю, поэтому большое количество выводов делает на основе анализа таких показателей. Очевидно, что это, мягко говоря, не корректно.

    Бухгалтерская и управленческая отчетность в финансовом анализе

    Поскольку, как уже было ранее отмечено, разработчики классического финансового анализа хотели его максимально стандартизировать, то в прикладных целях нередко предлагается пойти еще дальше. А именно – в качестве исходной информации для финансового анализа использовать стандартные формы бухгалтерской отчетности.

    Казалось бы, это вполне логичное решение. Среди бухгалтерских отчетов также есть три основные формы финансовых отчетов: форма №1 (баланс), форма №2 (отчет о прибылях и убытках) и форма №4 (отчет о движении денежных средств). Раз уж они все равно составляются, то почему бы их не использовать для финансового анализа.

    В принципе так и можно было бы делать, если бы не одно НО. Даже если со временем формы бухгалтерских отчетов будут полностью соответствовать международным стандартам финансовой отчетности (МСФО), то их не всегда можно будет использовать для проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности компании.

    Дело здесь даже не в формах, а в содержании. Как известно, во многих компаниях бухгалтерский учет отличается от управленческого (если он, конечно, есть хоть в каком-то виде). Зачастую бухгалтерская отчетность слабо отражает действительность.

    Поэтому если финансовый анализ проводить на основе бухгалтерской, а не управленческой отчетности, толку от такого анализа будет мало.

    Поэтому прежде чем заниматься финансовым анализом, необходимо внедрить нормальный управленческий учет.

    ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО
    Ближайший семинар по основам экономики и финансов состоится 27-28 июня 2024 г.
    Итак, для того чтобы финансовый анализ приносил практическую пользу необходимо:
  • использовать данные управленческого, а не бухгалтерского учета;
  • исключить из анализа мгновенные показатели в чистом виде;
  • для каждой конкретной компании разработать свою методику финансового анализа, учитывающую особенности ее деятельности.

    Примечание: более подробно тема данной статьи рассматривается на семинаре-практикуме "Финансы для нефинансистов", который проводит автор данной статьи - Александр Карпов.


    Если у Вас возникли какие-то вопросы по данной статьей Вы можете направить их по адресу 5046320@mail.ru. Автор статьи ответит на Ваши вопросы в течение нескольких дней с момента получения.

    Ниже представлена форма для подписки на новые материалы сайта (статьи и опыт), связанные с постановкой современной системы управления и повышением эффективности компании. То есть в рассылках будет информация только о новых материалах, аналогичных тому, что размещен на данной странице сайта.

    Узнать для чего нужно становиться подписчиком данного сайта


    Подпишитесь на рассылку новых материалов сайта



  • Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    + 36 = 45