Статьи > Статьи по теме "Экономика и финансы" > Финансовый цикл издательства "Москва"

Финансовый цикл издательства "Москва"

Татьяна Жданкова, генеральный директор издательства "Москва", вице-президент Ассоциации эффективного бизнеса, соавтор книги "Издательство "Москва": максимум эффективности" (серия книг "Эффективная бизнес-машина")

rik-company.ru

С точки зрения финансов одна из основных проблем издательского бизнеса – длительный финансовый цикл. От оплаты поставщикам (в данном случае - это типографии) до получения денег от клиентов (в нашем случае - это крупная книготорговая организация) у нас проходит от 6-ти до 11-ти месяцев. Партнеры этой книготорговой организации (магазины и мелкие книжные оптовики) расплачиваются с ней по-разному, поэтому она и со своими партнерами рассчитывается через разные промежутки времени. Таким образом, развивать издательский бизнес без внешнего финансирования весьма проблематично.

Деньги от нашего основного торгового партнера поступают с 5-ти и 10-ти месячной задержкой (см. Рис. 1). Примерно половина от суммы отгрузки поступает через 5 месяцев и половина - через 10 месяцев с того момента, как мы отгружаем им книги.

Рис. 1. Финансовый цикл издательства "Москва"

Финансовый цикл издательства Москва

Процесс продаж книг у нас осуществляется следующим образом. Издательство отгружает книги, затем примерно через месяц получает отчет об отгрузках оптовика своим клиентам, а затем часть от суммы отгрузки поступает через 4 месяца, а часть – через 9 месяцев. Поэтому и получается, что деньги от партнера поступают в издательство с 5-ти и 10-ти месячной задержкой.

На самом деле, на рисунке 1 представлен минимально возможный финансовый цикл. Ведь реальный финансовый цикл получается еще больше, поскольку в этой схеме не учтены запасы книг, а они должны быть и на складе оптовика, и на складе издательства. Это необходимо для обеспечения непрерывности бизнес-процесса "Продажи".

Ведь издательство отгружает оптовику не сразу весь тираж, а только тот объем, который будет указан в заявке оптовика. Чтобы рассчитать полный финансовый цикл нужно учитывать сроки получения денег от последней партии книг, отгруженных оптовику. Понятно, что все книги продаются по-разному (какие-то быстрее, а какие-то – медленнее). Поэтому общий финансовый цикл рассчитывается с учетом финансовых циклов каждой книги.

В общем, с финансовой точки зрения издательство – далеко не самый лучший бизнес. Некоторые компании из других отраслей умудряются работать и с отрицательным финансовым циклом.

У нас, в общем-то, нет поля для маневров, чтобы уменьшить финансовый цикл. Мы вынуждены соглашаться с условиями, которые нам диктует книжная сбытовая система. Кстати, сроки оплаты, указанные на рисунке 1, зачастую не соблюдаются (возникают задержки в оплате от оптовика). Так что на практике реальный финансовый цикл получается еще больше.

Поэтому нам остается только придумывать различные варианты действий, которые бы хоть как-то уменьшали отрицательное воздействие длительного финансового цикла (см. Рис. 2).

Рис. 2. Основные способы, позволяющие снижать негативное влияние длительного финансового цикла на финансово-экономическое состояние издательства "Москва"

Основные способы, позволяющие снижать негативное влияние длительного финансового цикла на финансово-экономическое состояние издательства Москва

Некоторые книги издаются с финансовым участием авторов (когда мы сотрудничаем с ними не по первой модели). Это позволяет нам снизить наши авансовые платежи в типографию.

При выпуске некоторых книг (в данном случае речь, в основном, идет о профессиональной, а не о художественной литературе) удается привлечь рекламодателей. Поступления от рекламодателей также позволяют уменьшить наши выплаты за производство книг.

С нашими авторами мы договариваемся об отсрочке выплаты гонорара (это один из обязательных пунктов базовых условий сотрудничества, которые распространяются на всех авторов). Это позволяет нам снизить наши выплаты в тот период, пока мы от нашего торгового партнера не получили основную часть поступлений за отгруженные ему книги.

Наконец, четвертый способ (розничные продажи книг) действительно уменьшает общий финансовый цикл издательства. Ведь в этом случае мы получаем деньги в момент отгрузки книг. Данный источник дохода мы пока еще активно не развивали. Поэтому розничные продажи сейчас составляют мизерную часть нашего общего дохода.

Итак, для нас система финансово-экономического управления является очень важной. Поэтому мы сразу же стали уделять большое внимание таким подсистемам, как управленческий учет и бюджетирование.


Если у Вас возникли какие-то вопросы по данной статьей Вы можете направить их по адресу 5046320@mail.ru. Автор статьи ответит на Ваши вопросы в течение нескольких дней с момента получения.

Ниже представлена форма для подписки на новые материалы сайта (статьи и опыт), связанные с постановкой современной системы управления и повышением эффективности компании. То есть в рассылках будет информация только о новых материалах, аналогичных тому, что размещен на данной странице сайта.

Узнать для чего нужно становиться подписчиком данного сайта


Подпишитесь на рассылку новых материалов сайта



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

46 − = 42