Статьи > Статьи по теме "Стратегическое управление и эффективное развитие бизнеса" > Стратегия компании должна четко выполняться

Стратегия компании должна четко выполняться

Александр Карпов, директор и ведущий консультант Компании РиК, президент Ассоциации эффективного бизнеса, основатель бизнес-школы "Первая школа предпринимателей", автор книги "Стратегическое управление и эффективное развитие бизнеса"

rik-company.ru

Один из важных моментов стратегического управления – следование разработанной стратегии. Прежде всего, первый руководитель должен уделять этому вопросу большое внимание. Если не следовать разработанной стратегии, то у сотрудников появляется соответствующее отношение к этой стратегии, да и ко всем другим планам компании. «Если генеральный директор так относится к стратегии, то почему мы должны ей следовать», – будут рассуждать сотрудники компании и окажутся абсолютно правы.

В одной компании (розничная сеть из 40 магазинов) разработали стратегию на очередной год. При разработке стратегии активно участвовал генеральный директор, коммерческий директор, финансовый директор, исполнительный директор и административный директор (компания была небольшая, поэтому решили ограничиться таким составом). Разработка стратегического плана заняла около двух месяцев.

В ходе разработки стратегии рассматривалось несколько вариантов (в т.ч. резкое сокращение неэффективных магазинов). В итоге остановились на варианте, с которым все согласились. Одним из базовых положений стратегии в отношении развития компании был принят следующий: научиться зарабатывать деньги в отдельном имущественном комплексе, удовлетворяющем стандартным условиям предложения торговой площади и развиваться по тем направлениям, по которым уже можем работать. Стратегия была принята и началась ее реализация.

Но внешняя среда тоже не дремлет, и она стала вносить свои коррективы в жизнь компании. Возник перспективный проект по созданию и развитию смежного бизнеса, но для его реализации нужно было работать в другой стране. Генеральный директор с коммерческим директором вынуждены были уехать, а руководителем бизнеса назначили финансового директора. При этом было решено не отступать от принятой ранее стратегии.

По началу все шло более-менее нормально. Но потом новому директору захотелось поэкспериментировать и он решил открыть несколько новых торговых точек, которые не соответствовали положениям принятой стратегии, то есть компания пока не умела работать на таких условиях. В итоге отступление от стратегии привело к тому, что вновь открытые магазины оказались неэффективными, и компания понесла убытки.

Активная позиция генерального директора при разработке и реализации стратегии – это необходимое условие, но не достаточное. Естественно, без активного участия менеджеров компании разработать эффективную стратегию и реализовать ее будет затруднительно.

В другой компании, которая имеет розничную сеть из 60 торговых точек, генеральный директор призывал менеджеров к разработке эффективной стратегии. Он использовал довольно демократичный стиль руководства, т.к. полагал, что менеджеры сами должны предлагать эффективные решения, защищать их перед генеральным директором и уметь их реализовывать. А здесь была несколько иная ситуация.

Директор видел, что большинство точек работает неэффективно и постоянно обращал на это внимание менеджеров, пытался предлагать разные варианты решений. Но все предложения директора встречались в штыки директором по маркетингу и продажам. При этом от директора по маркетингу и продажам никаких предложений по увеличению эффективности работы торговых точек не поступало.

Финансовый директор также говорил о том, что результатом закрытия неэффективных точек будут потери в обороте и марже, поэтому этого делать не нужно. Раньше компания следовала стратегии, в соответствии с которой выгодным считалось все, что дает положительную маржу. Но при этом стало получаться так, что на самом деле компания тратила очень много ресурсов, в том числе и управленческих, а отдачу получала мизерную.

Ведь понятно, что большинство проблем связано с неэффективными торговыми точками, и сотрудники компании больше времени тратят на них, а эффективные точки тем временем начинают работать все хуже и хуже. В итоге директору надоело убеждать менеджеров в очевидности того, что они работают неэффективно, и нужно принимать меры. Он выпустил приказ с ограничением по прибыли и рентабельности для торговых точек (см. Рис. 1), составил график, согласно которому через месяц не должно быть более 20 точек, не удовлетворяющих критериям по прибыли и рентабельности, через 2 месяца – не более 10, а через 3 месяца вообще не должно было таких точек, и обязал менеджеров выполнить данную задачу.

Рис.1. Пример позиционирования торговых точек (ТТ) в координатах прибыль ТТ/рентабельность ТТ
Пример позиционирования торговых точек (ТТ) в координатах прибыль ТТ/рентабельность ТТ

Причем даже был сформирован дополнительный мотивационный фонд, который мог быть как положительным, так и отрицательным в зависимости от темпов выполнения установленного графика (см. Рис. 2). Ограничения были выбраны не очень жесткие с учетом того, что в зависимости от сезона точки давали различный финансовый результат. При этом неэффективные точки не обязательно нужно тупо закрывать. Если есть резервы повышения эффективности работы, то их нужно находить и использовать. Если резервов нет, то нужно закрывать.

Рис.2. Таблица премий и штрафов по ассортименту
Таблица премий и штрафов по ассортименту

Кстати, аналогичную систему ограничений ввели и для продуктов (см. Рис. 3), производимых компанией, т.к. в этой области были такие же проблемы, как и с торговыми точками.

Рис.3. Пример позиционирования продуктов в координатах маржинальная прибыль/маржинальная рентабельность
Пример позиционирования продуктов в координатах маржинальная прибыль/маржинальная рентабельность

Естественно, что при установке таких ограничений и графика реализации распоряжения по переводу торговых точек и продуктов в нужное состояние было оговорено условие, согласно которому итоговый финансовый результат компании не должен был снизиться. Иначе можно было бы поступить просто – убрать точки и продукты, не удовлетворяющие критериям и все. Конечно же, в этом случае финансовый результат компании мог резко снизиться.

ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО
Ближайший семинар по стратегическому управлению состоится 20-21 июня 2024 г.
Таким образом, нужно обратить внимание на то, что на самом деле разработанная стратегия (также как и бюджеты компании) не является догмой.

С одной стороны, действительно нужно следовать выбранной стратегической линии, но если вдруг эта линия в новых условиях оказывается не совсем выгодной для компании, то ее можно, и даже нужно, скорректировать.

Примечание: более подробно тема данной статьи рассматривается на семинаре-практикуме "Стратегическое управление и эффективное развитие бизнеса", который проводит автор данной статьи - Александр Карпов.


Если у Вас возникли какие-то вопросы по данной статьей Вы можете направить их по адресу 5046320@mail.ru. Автор статьи ответит на Ваши вопросы в течение нескольких дней с момента получения.

Ниже представлена форма для подписки на новые материалы сайта (статьи и опыт), связанные с постановкой современной системы управления и повышением эффективности компании. То есть в рассылках будет информация только о новых материалах, аналогичных тому, что размещен на данной странице сайта.

Узнать для чего нужно становиться подписчиком данного сайта


Подпишитесь на рассылку новых материалов сайта



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ 65 = 67