|
|
Клиенты Компании РиК > Алкогольная Сибирская группа (Омсквинпром)
Постановка стратегического управления и бюджетирования в Алкогольной Сибирской группе (Омсквинпром)
Информация по направлениям: |
Сотрудничество Компании РиК с Алкогольной Сибирской группой (прежнее название "Омсквинпром") началось еще в 2002 году. Тогда консультанты Компании РиК помогали компании реализовывать проект по постановке системы стратегического управления и бюджетирования, точнее говоря по существенной перестройке действующей на тот момент системы управления.
За это время Алкогольная Сибирская группа вошла в тройку лидеров алкогольного рынка России и ведет активную работу на зарубежных рынках.
Т.е. Омсквинпром из малоизвестной региональной компании превратился в одного из лидеров рынка. По выручке Алкогольная Сибирская группа занимает третье место в России, а по брендам - второе (основной бренд - "Пять озер").
Разработка и внедрение системы стратегического управления и бюджетирования в корпорации Омсквинпром в 2002 году
Постановка системы стратегического управления выполнялась в форме процессингового консалтинга, т.е. когда большая часть работы перекладывается на Заказчика для того, чтобы специалисты компании под контролем консультантов самостоятельно выполнили все необходимые мероприятия. В такой модели эффективность обучения резко повышается, но проект требует большего времени.
|
Для постановки системы бюджетирования была выбрана экспертная модель взаимодействия консультантов с Заказчиком, что предполагает более интенсивное и глубокое участие консультантов в проекте.
Общая схема выполнения проекта представлена на рисунке 1.

Первой фазой проекта является экспертная диагностика действующей системы финансового планирования и контроля. Основная задача данного этапа – разработать и согласовать концепцию бюджетирования корпорации "Омсквинпром" и детальный план внедрения данной технологии.
Завершение первого этапа проекта по постановке бюджетирования в компании Омсквинпром
До взаимодействия с консультантами Корпорация Омсквинпром самостоятельно проводила работы по постановке бюджетирования и последние 1-2 года отлаживала этот механизм. Консультанты провели анализ бюджетной системы и выявили ее основные проблемы. Была представлена карта проблем, содержащая цепочки причинно-следственных связей проблем, в которой были указаны основные проблемы-первопричины и проблемы-результаты.
Учитывая результаты диагностики, вместе с созданной временной рабочей группой Заказчика по постановке системы бюджетирования (ВРГ СБ) консультанты уточнили и детализировали видение новой системы бюджетного управления Омсквинпрома. Результаты были представлены и согласованы с директорами корпорации. В корпорации появился утвержденный документ "Концепция реструктуризации действующей системы бюджетирования".
На основе данного документа был разработан детальный план постановки системы бюджетирования, а точнее говоря совершенствования уже действующей системы. Данный план был презентован директорам корпорации. План также был принят и утвержден.
Для реализации плана будет использован механизм, предусматривающий создание межфункциональной рабочей группы, состоящей из специалистов практически всех основных структурных подразделений корпорации Омсквинпром. Это обусловлено тем, что задача постановки бюджетирования является комплексной и ее нельзя решить в рамках одного подразделения. В ходе сессии был подготовлен регламент работы данной группы, определяющий режим работы специалистов на период реализации проекта (полномочия и ответственность группы, распределение времени между текущей и проектной работой, дополнительная мотивация и т.д.).
На рисунке 2 представлен набор документов, которые должны быть разработаны в ходе проекта (серым отмечены документы, которые были разработаны в рамках первого этапа).

Завершение второго этапа проекта по постановке бюджетирования в компании Омсквинпром
Основной целью второго этапа было формирование базовых классификаторов, на основе которых будет выстраиваться системы бюджетирования Корпорации Омсквинпром. Сложность работы обуславливается тем, что необходимо не только определить содержания данных классификаторов но и задать связи между элементами (см. Рис. 3).

Особенность постановки бюджетирования заключается в том, что не существует какой-то правильной и линейной последовательности действий. При разработки базовых элементов бюджетирования компания сталкивается с тем, что к одним и тем же вопросам приходится возвращаться по несколько раз.
Второй этап был выполнен за полтора месяца. За это время консультанты Компании РиК и временная рабочая группа по постановке системы бюджетирования (ВРГ СБ), которая была сформирована из представителей практически всех основных функциональных подразделений Корпорации, разработали проекты основных классификаторов, используемых в системе бюджетирования.
При внедрении очень важно получать обратную связь от менеджеров, являющихся одними из активных участников процесса бюджетирования. Поэтому в течение двух последних недель было проведено семь презентаций-согласований, на которых последовательно были представлены промежуточные результаты второго этапа проекта. По результатам данных презентаций были сформированы основные замечания, которые были учтены при дальнейшей работе.
Второй этап завершился проведением стратегической сессии.
Основные цели сессии:
1. Презентация основные результатов второго этапа проекта.
2. Определение результатов второго этапа, приступить к внедрению которых возможно уже сейчас.
3. Согласование плана работ по третьему этапу проекта.
В Корпорации Омсквинпром уже действует бюджетный комитет, сформированный из топ-менеджеров. Проведено шесть заседаний бюджетного комитета. Основные вопросы, которые рассматриваются на бюджетных комитетах, связаны с подведением итогов прошедшего месяца, утверждением бюджетов на следующих, а также выявлением и исправлением ошибок в действующей системе бюджетирования.
На следующем этапе планируется разработать форматы бюджетов, в соответствии с утвержденным классификатором, сформировать методики анализа исполнения бюджетов Корпорации Омсквинпром и анализа эффективности работы выделенных центров финансовой ответственности (ЦФО).
Завершение третьего этапа проекта по постановке бюджетирования в компании Омсквинпром
На рисунке 4 изображена детализация генеральной схемы выполнения проекта по постановке система бюджетирования Корпорации "Омсквинпром". Сейчас корпорация завершила третий этап, но уже часть результатов второго и третьего этапа используется в рамках действующей системы бюджетирования. Такое предварительное внедрение новой системы позволит заранее получить обратную связь, что несомненно повысит эффективность внедрения новой системы в полном объеме, которое планируется осуществить осенью 2002 года начиная с пятого этапа проекта.

Поэтому на членов рабочей группы сейчас ложится двойная нагрузка, т.к. они должны поддерживать действующую систему бюджетирования и выстраивать новую. Но, тем не менее, пока было принято решение не снижать темпы работ, чтобы поставленная цель была достигнута в нужные сроки.
К тому же осталось выполнить последний из промежуточных этапов (четвертый этап см. Рис.4) после которого будет происходить интеграция все результатов промежуточных этапов. Т.е. на выходе пятого этапа будет сформирован проект новой системы бюджетирования, после чего уже начнется полномасштабное внедрение.
Основные функции консультантов в данном проекте следующие:
Поскольку постановка бюджетирования в корпорации Омсквинпром является стратегически важной задачей информации о ходе выполнении проекта регулярно появляется в корпоративной газете "Наш Винпром".

Завершение четвертого этапа проекта по постановке бюджетирования в компании Омсквинпром

Одной из целью системы бюджетирования Корпорации "Омсквинпром" является закрепление финансовых полномочий и ответственности за участниками системы бюджетирования, т.е. увязка системы мотивации с финансово-экономическими результатами работы подразделений Корпорации. На четвертом этапе проекта основной задачей как раз была разработка схем мотивации для выделенных центров финансовой ответственности.
Стоит отметить, что в Корпорации Омсквинпром уже действовали Положения о материальном стимулировании сотрудников подразделений корпорации. В ходе четвертого этапа был проведен анализ действующих Положений и выявлены их основные недостатки. Один их ключевых недостатков заключается в том, что подразделения, которые вносят основной вклад в финансовый результат, не были настроены на напряженную работу.
Т.е. если они сработают хорошо, то и получат хорошее вознаграждение. Если сработают плохо, то получат меньшее вознаграждение, но все равно получат. А руководству Корпорации плохая работа не нужна. Руководство Корпорации Омсквинпром не согласно больше платить за плохую работу даже небольшие деньги. Поэтому в Корпорации теперь будет действовать такой принцип: работаешь классно - получаешь большую зарплату, работаешь плохо - вообще можешь ничего не получить.
При внедрении бюджетирования Корпорация Омксвинпром движется довольно быстрыми темпами. Каждый этап занимает около месяца. Эффективную работу ВРГ СБ (временная рабочая группа по постановке бюджетирования) отметил Генеральный директор Корпорации, выпустив приказ О вынесении благодарности членам ВРГ СБ (с занесением записи в трудовые книжки) за образцовое выполнение своих обязанностей в рамках проекта.
На членов ВРГ СБ ложится двойная нагрузка, т.к. им приходится выполнять свои основные обязанности, а также заниматься проектом по совершенствованию системы бюджетирования. На следующем (пятом этапе) предстоит интеграция всех промежуточных результатов в целостную систему бюджетирования, а начиная с октября-ноября 2002 года планируется полномасштабное внедрение новой системы, т.е. вся система бюджетов будет рассчитана по новой методике и в соответствии с новым регламентом бюджетирования.
Завершение пятого этапа проекта по постановке бюджетирования в компании Омсквинпром
На первом промежуточном этапе разрабатывались основные классификаторы бюджетирования, форматы финансовых бюджетов, проект организационно-временного регламента и учетной политики для целей бюджетирования.
На втором промежуточном этапе разрабатывались форматы всех остальных бюджетов и методики их заполнения, методики расчета показателей ЦФО и методики анализа деятельности ЦФО.
На третьем промежуточном этапе основной упор делался на разработку схем мотивации ЦФО и бюджетов ЦФО.
В результате выполнения пятого этапа проекта были разработаны следующие решения:
Что касается внедрения полученных результатов, то изначально была выбрана стратегия постепенного внедрения, т.е. после завершения каждого этапа проекта принималось решение о пробном внедрении части результатов. Это позволило к моменту внедрения системы в целом уже получить определенный опыт.
Для завершения проекта необходимо выполнить два заключительных этапа (см. Рис.5), на которых должна быть отлажена процедура и модель планирования бюджетов (шестой этап), а также процедура и модель учета и анализа исполнения бюджетов (седьмой этап).

Завершение проекта по постановке бюджетирования в компании Омсквинпром
Кроме того нужно отметить высокий уровень подготовки персонала особенно тех, кто входил в состав временной рабочей группы по постановки бюджетирования в компании Омсквинпром.
Таким образом компания больше не нуждалась в экспертной модели консалтинга, когда консультанты достаточно глубоко погружаются в проект (при выполнении пятого этапа проекта консультанты провели в компании целый месяц). Поэтому была выбрана модель процессингового консалтинга, которая использовалась в самом начале при внедрении системы стратегического управления.
При такой модели работы основную ее часть выполняет сама компания. Консультанты больше выполняют контрольную функцию.
Как и было запланировано к концу 2002 года в компании Омсквинпром заработала новая система бюджетирования, взаимосвязанная с системой стратегического управления.
Диагностика системы бюджетирования "Алкогольной сибирской группы" (Омсквинпром)
В феврале-апреле 2011 года Компания РиК выполняла проект по диагностике системы бюджетирования "Алкогольной сибирской группы" (АСГ).Несмотря на то, что в Алкогольной Сибирской группе уже более 10 лет есть система бюджетного управления, топ-менеджеры не намерены останавливаться на достигнутом и хотят улучшить эффективность действующей системы бюджетирования.
В ходе диагностики были выявлены определенные проблемы в действующей системе бюджетирования и управленческого учета Алкогольной Сибирской группы и сформированы предложения по их решению, а также подготовлен план проекта по совершенствованию действующей системы бюджетирования и управленческого учета.
В рамках проекта были выполнены следующие работы:
- анкетирование участников процесса бюджетирования;
- изучение и анализ действующих регламентов и моделей системы бюджетирования;
- проведение интервью с участниками процесса бюджетирования;
- завершение анализа и подготовка отчета по результатам обследования действующей системы бюджетирования;
Основные результаты по проекту:
Представители корпорации Омсквинпром принимали участие в издательских проектах Компании РиК:
- Книга 1 Бюджетирование как инструмент управления;
- Книга 2 Регламент системы бюджетирования;
- Книга 3 Финансовая модель бюджетирования;
- Книга 4 Финансовая структура компании;
- Книга 8 Технология постановки бюджетирования в компании.