Статьи > Статьи по теме "Антикризисный менеджмент и повышение эффективности работы компании" > Меры, которые мы предприняли при резком росте
Юрий Ващенко, начальник планово-аналитического управления «Алкогольная Сибирская группа», к.э.н., участник издательского проекта "Кризис – афедрон или волшебный пендель. Антикризисная технология повышения эффективности компании"
ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО
Сразу после существенного снижения курса национальной валюты, руководство компании выработало план мероприятий, который должен был минимизировать потери:
по возможности перевести все валютные договора покупки сырья и материалов на рубли;
снизить долю валютных материалов в структуре закупок;
снизить долларовую цену закупаемых материалов на Х%;
внести эти показатели в мотивацию подразделения, курирующего закупки материалов.
С реализацией этого плана оказалось не все так просто. Те поставщики материалов, у которых цены были выражены в долларах и евро в этот период времени, напротив, очень болезненно реагировали на любые намеки на рублевые цены.
Сложившуюся отраслевую специфику, когда 90% поставщиков какого-либо материала работают только с валютными ценами, сложно переломить. А если кто-то и соглашался на закрепление фиксированного курса, то в ответ просили не менять его и в случае роста рубля.
То есть был риск идти на данные условия. На будущее сделали вывод, что когда острота вопроса спадет, нужно будет вернуться к вопросу и попробовать все равно перевести поставки на рублевую основу.
Цель – снизить долларовую цену закупаемых материалов на Х% – была заложена в план (и в бюджет, и в целевые показатели). Логика была такова: у многих производителей, работающих в России, даже при львиной доле закупаемых материалов из-за рубежа, существенная часть затрат и составляющих цены все таки остаются рублевыми.
Заработная плата, энергоресурсы, доставка, административные расходы, налоги, прибыль и др. оставались рублевыми. Хотя насчет рублевой прибыли, думаю, собственники предприятий были не согласны.
То есть эта часть конечной стоимости продукта не зависела от валюты и не должна была так расти. Путем примерных расчетов можно было выйти на желательный уровень снижения валютной цены.
В идеале желательно понимать структуру себестоимости по основным статьям сырья и материалов. Ее при конструктивном подходе со стороны поставщиков можно получить у них.
Меры, которые мы предприняли при резком росте курса валюты
С реализацией этого плана оказалось не все так просто. Те поставщики материалов, у которых цены были выражены в долларах и евро в этот период времени, напротив, очень болезненно реагировали на любые намеки на рублевые цены.
Сложившуюся отраслевую специфику, когда 90% поставщиков какого-либо материала работают только с валютными ценами, сложно переломить. А если кто-то и соглашался на закрепление фиксированного курса, то в ответ просили не менять его и в случае роста рубля.
То есть был риск идти на данные условия. На будущее сделали вывод, что когда острота вопроса спадет, нужно будет вернуться к вопросу и попробовать все равно перевести поставки на рублевую основу.
Цель – снизить долларовую цену закупаемых материалов на Х% – была заложена в план (и в бюджет, и в целевые показатели). Логика была такова: у многих производителей, работающих в России, даже при львиной доле закупаемых материалов из-за рубежа, существенная часть затрат и составляющих цены все таки остаются рублевыми.
Заработная плата, энергоресурсы, доставка, административные расходы, налоги, прибыль и др. оставались рублевыми. Хотя насчет рублевой прибыли, думаю, собственники предприятий были не согласны.
То есть эта часть конечной стоимости продукта не зависела от валюты и не должна была так расти. Путем примерных расчетов можно было выйти на желательный уровень снижения валютной цены.
В идеале желательно понимать структуру себестоимости по основным статьям сырья и материалов. Ее при конструктивном подходе со стороны поставщиков можно получить у них.