Электронные книги и методики
Теперь электронные книги и CD-решения по менеджменту и бизнесу можно оплачивать и получать онлайн (если оплата производится от физлица).
Приобрести электронные книги и методики онлайн
Самые привлекательные предложения для соискателей
Статьи > Статьи по теме "Управление персоналом" > Работа для студентов: молодое поколение и его особенности

Работа для студентов: молодое поколение и его особенности

Александр Карпов, директор и ведущий консультант Компании РиК, президент Ассоциации эффективного бизнеса, основатель бизнес-школы "Первая школа предпринимателей", автор книги "Управление персоналом: стратегия, привлечение, обучение, мотивация"

rik-company.ru

В данной статье я решил поделиться своими соображениями и опытом привлечения на работу молодого поколения и, в частности, студентов.

Наверняка все слышали про классификацию поколений X, Y, Z. Странно, что те, кто ее выдумывал, выбрали такие буквы. Z – ведь последняя буква алфавита, но очевидно же, что будут и новые поколения. И как они их потом будут называть – непонятно.

Кстати, лично я не считаю, что есть какая-то принципиальная разница между нынешним молодым поколением и тем, что было 10, 20 и 30 и лет назад. Отличия возникают тогда, когда молодое поколение оказывается в других начальных условиях.

Поначалу я как-то не учитывал влияние этого фактора (начальные условия), поэтому никак не мог понять, откуда эта инфантильность, пофигизм и понты у нынешнего молодого поколения. Они мне казались какими-то ленивыми, безынициативными пофигистами, но при этом еще и задирающими нос.

Помню мы как-то с приятелем обсуждали эту тему. Мы с ним оба с молодости, как говорится, землю носом рыли, поэтому, кстати, каждый из нас заработал на квартиру в Москве к 25-ти годам без чьей-либо помощи, без ипотеки, без воровства и т.д.

Его старший сын учится на 5-м курсе института, но еще ни разу нигде не работал и вроде как особо-то и не стремиться найти работу. Причем таких на самом деле много. Я здесь не рассматриваю совсем уж примитивную работу для студентов (курьером, листовки у метро раздавать и т.д.). Речь идет о работе для студентов с перспективой, на будущее.

Считаю, что большое значение имеют те самые начальные условия, о которых я уже упоминал. Чем хуже начальные условия, в которых оказывается человек, тем активнее он себя ведет в плане работы. Я, как и многие другие, приехал в Москву учиться в институте. Нельзя сказать, что у меня были совсем уж плохие начальные условия, но я понимал, что о будущем нужно начинать думать как можно раньше.

Первые подработки начались на втором курсе (но это как раз та самая примитивная работа для студентов). В начале и средине девяностых прошлого века то и дело убивали депутатов разных мастей, поэтому выборы проходили очень часто. В общем, работы для студентов хватало :)). В основном это были сборы подписей и расклейка листовок.

На третьем курсе я утроился кем-то вроде стажера на свою будущую работу. Короче говоря, многие мои знакомые студенты тоже на месте не сидели. Возможно, нынешние студенты, приезжающие учиться в другие города и проживающие в общаге, тоже ведут себя также, а может и нет.

Может быть, я ошибаюсь, но, по-моему, нынешнее молодое поколение, оказавшееся в более благоприятных начальных условиях, можно описать так: «Все поХУ#» :)) А что – очень похоже на X, Y, Z. Вот только одну букву пришлось поменять :)).

Приведу здесь еще один показательный пример. Решил я как-то взять на работу маркетолога. Если уж совсем точно говорить, то помощника или ассистента маркетолога. Мне в общем-то не нужен был человек с опытом работы, но нужен был человек, который заинтересуется работой, потому что есть очень хорошая перспектива карьерного роста. Это значит, что функции маркетолога я бы какое-то время выполнял сам, а затем передал бы их этому ассистенту маркетолога, из которого я бы к тому времени вырастил маркетолога.

Я решил, что заодно помогу с работой одной знакомой первокурснице. Это младшая сестра бывшей жены. Как ни странно, но у меня хорошие отношения и с бывшей тещей, и с ней :)). Вот с бывшей женой, мягко говоря, не очень, а с остальными ее родственниками более-менее нормально.

Я ей написал в одном из мессенджеров краткое сообщение о том, что готов предложить работу с перспективой, понимая, что в режиме full-time она сейчас работать не сможет.

Она знает, чем я занимаюсь, поэтому понимала, что я ей не будут предлагать типичную работу для студентов – у метро листовки раздавать, возможно, в каком-нибудь прикольном облачении :)). Также она знала, что я запустил новый бизнес-проект – бизнес-школа «Первая школа предпринимателей». Кроме того, у меня есть очень большие планы по дальнейшему развитию проекта smart-venture.ru. Не буду здесь сообщать подробности, но планы действительно грандиозные и для их реализации в будущем мне нужно будет привлекать персонал.

Ее первая реакция – она предложила это все по телефону обсудить. Если бы мне на первом курсе предложили такую работу, да я бы на другой конец Москвы поехал бы. Мы живем почти в соседних районах, то есть очная встреча, мягко говоря, не была бы для нее напряжной.

Мне стало интересно как она отреагирует, если ей вообще не нужно будет никуда ехать для этой встречи. Бывшая жена живет рядом с ней, а я все равно каждую неделю туда приезжаю, чтобы забрать/привезти детей. То есть потенциальный работодатель предложил сам приехать к соискателю, чтобы все обсудить. Короче говоря, я мог приехать только в районе 7-ми вечера, а это оказалось уже поздно.

В общем, в итоге мы все-таки первый раз обсуждали ее работу по телефону. Она заинтересовалась работой и финансовые условия ее устроили. Первую (и как оказалось последнюю) рабочую встречу мы провели на следующий день. Мы более подробно поговорили о том, какие задачи предстоит решать и обсудили первоочередные шаги. Договорились о том, что она должна будет сделать через день и какие промежуточные результаты пришлет мне по электронной почте.

Прошел день. Я ничего не получил: ни результатов, ни какого-либо сообщения по поводу этих результатов. Мне уже стало любопытно, как же дальше будут развиваться события. Прошел четверг, затем пятница, но по-прежнему была тишина в эфире. Я решил в пятницу вечером сам с ней связаться, но не смог этого сделать (не мог ни дозвониться, ни дописаться). Поэтому я связался с ее мамой.

Мало ли что могло случиться, а может быть просто с телефоном что-то произошло. Оказалось, что она умотала на дачу (там и мобильная связь, и интернет очень плохо работали) с подружкой, а когда вернется – неизвестно. И какое у меня, как у работодателя, должно было сложится мнение о таком сотруднике?

Мало того, что она просто наплевала на работу, так она еще и обиделась на то, что я попытался связаться с ней через ее маму. Типа того, что она же уже первокурсница, взрослая, самостоятельная и все-такое. В общем, она мне потом в мессенджере написала о том, что их в институте нагрузили еще одним проектом, поэтому она не будет успевать еще и работать. Видимо, нагрузили пока она на даче тусила :)).

Да, какое же разное отношение к работе и вообще к будущим перспективам у нынешней молодежи, которой не приходилось в жизни как-то пробиваться. Забыл написать, что учится эта девушка не на бюджетном месте, то есть родители за ее учебу еще и платят.

Выше я уже писал, что на третьем курсе института я, по сути, начал работать стажером-консультантом по управлению и повышению эффективности компаний. В институте, в котором я учился (Физтех) было такое правило – помимо общеинститутской программы каждый студент должен был пройти несколько дополнительных курсов. Я решил это сделать на первых курсах. В начале второго учебного года я увидел объявление о необычном для тех времен (середина девяностых прошлого века) курсе – «Введение в бизнес-инжиниринг».

Его проводил выпускник Физтеха, который уже имел опыт работы в бизнесе. После завершения этого курса он решил создать консалтинговую компанию и набрал туда студентов, которые закончили его вводный курс по бизнес-инжинирингу.

Я понимал, что тогда у меня толком и знаний почти никаких не было и тем более опыта, но я осознавал, что для меня это возможность, перспектива, которую нельзя упускать. Я весь третий курс работал там БЕСПЛАТНО!!! Нам вроде бы только проезд на метро и на электричке оплачивали.

Я в той компании потом еще 7 лет отработал. За это время я там многому научился: и консалтинговые проекты выполнять, и семинары-практикумы проводить, и книги писать (о том, как писать книги, подробно написано в книге «Как написать книгу и заработать на этом деньги») и т.д. Полученные навыки и опыт я затем использовал, когда создавал и развивал свой консалтинговый бизнес. Они мне пригодились и в других мои проектах.

Вообще-то, нужно отметить, что далеко не все из нашей студенческой группы, которые стали стажироваться в этой новой консалтинговой компании, успешно завершили свое обучение и продолжили в ней работать. Но по крайней мере тогда предложенные условия стажировки и обучения многим студентам казались абсолютно нормальными. Мы все понимали, что работа для студентов в те времена – это те самые сборы подписей, расклейка листовок, ремонт крыш и т.д. В общем, тупой физический труд. Здесь же нам предоставилась возможность получить такой опыт, который в те времена было сложно получить не только студентам. Ведь тогда это все только развивалось.

В рассмотренном выше примере первокурснице предложили интересную работу с очень хорошей ПЕРСПЕКТИВОЙ, с пониманием относясь к тому графику работы, который она пока может себе позволить (из-за необходимости посещения занятий в институте), да еще и деньги (пусть и не очень большие) предложили. По сути, «нулевому» (в плане опыта и знаний) человеку сделали такое классное предложение, а он еще и нос воротит.

Возможно, я не в теме и сейчас у большинства студентов (особенно первых курсов) офигительные возможности по трудоустройству на интересной и перспективной работе. Может быть за ними работодатели сейчас в очередь выстроились.

Причем все эти работодатели:
  • закрывают глаза на отсутствие у студентов знаний и опыта работы;
  • предлагают студентам интересную работу с перспективой (а не типичную работу для студентов);
  • готовы мириться с «рваным» графиков студентов (отсутствие возможности работать в режиме full-time);
  • готовы много платить студентам в период обучения и стажировки.

    Если дела на рынке труда для студентов действительно обстоят так, то поведение моей знакомой девушки вполне понятно. Если же все ровно наоборот (в чем я почему-то не сомневаюсь), то ее поведение, мягко говоря, сложно считать адекватным.

    У нее, конечно, в перспективе есть запасной вариант – вместо того, чтобы работать и развиваться как профессионал, выгодной выйти замуж. Да, такой вариант возможен. Она молодая и красивая девушка. Кстати, уже успела моделью поработать, НО и денег не заработала (потому что тоже была начинающей в этом деле), и олигарха не нашла :)) Хотя она еще молодая, так может быть и сможет еще удачно выйти замуж. Как говорится, у каждого свой путь.

    Это так себя ведет первокурсница. Остается только представить, как бы она себя вела на третьем или тем более 5-м курса: )).

    Хотя зачем представлять. У меня уже и раньше был опыт привлечения на работу студентов. Не буду врать, что все было совсем уж плохо, но без приколов не обошлось.

    Одна студентка (кажется, тогда она была на 3-4 курсах) вела себе реально как маленькая девочка. Впрочем, не удивлюсь если она себя так и через 20-30 лет будет вести. Возможно, это были особенности характера.

    Еще запомнил один студент с Физтеха. К сожалению, нередко у ребят с Физтеха встречается звездная болезнь. Я его взял на работу «нулевым» студентом 3-го курса и многому обучил. Так буквально через пару лет он мне заявил, что я ему должен платить немаленький оклад только за то, что он будет в офис приходить кофе пить, а если он еще и что-то делать будет, то он я ему обязан выплачивать еще и приличную переменную часть, зависящую от результата. Мне пришлось провести с ним далеко не одну беседу, чтобы постепенно «снять с него корону».

    В общем, у молодого поколения есть свои особенности, которые, естественно, нужно учитывать при выстраивании стратегии привлечения персонала. Я не утверждаю, что, привлекая молодые кадры, компания получит только одни проблемы. У студентов есть и свои плюсы, которые при грамотном использовании могут дать хорошие результаты. Просто нужно отдавать себе отчет в том, что у молодого поколения какая-то своя, на первый взгляд, малопонятная логика.



    Если у Вас возникли какие-то вопросы по данной статьей Вы можете направить их по адресу 5046320@mail.ru. Автор статьи ответит на Ваши вопросы в течение нескольких дней с момента получения.


    Подпишитесь на рассылку новых материалов сайта