Статьи > Статьи по теме "Бизнес-планирование" > Бизнес-планирование - важнейший элемент системы управления

Бизнес-планирование - важнейший элемент системы управления

Александр Карпов, директор и ведущий консультант Компании РиК, президент Ассоциации эффективного бизнеса, основатель бизнес-школы "Первая школа предпринимателей", автор книги "Бизнес-план: методология и практика"

rik-company.ru

Бизнес-планирование, чтобы о нем не писали и не говорили «продвинутые гуру», является важнейшим элементом полноценной системы управления. Бизнес-планирование, несомненно, способствует успеху при создании и развитии бизнеса.

Формальный или очень упрощенный подход к бизнес-планированию не принесет никакой практической пользы, особенно начинающим предпринимателям. Поэтому, следуя технологии создания и развития эффективного бизнеса, которая очень подробно описана в моей книге «Создание и развитие эффективного бизнеса», не нужно поддаваться соблазну проскочить этап, связанный с разработкой бизнес-плана.

Лучше придерживаться определенных рекомендаций, которые позволят эффективно использовать бизнес-план на всех стадиях создания и развития стартапа.

Ведь бизнес-план – это не просто какая-то бумажка, которая нужна только для того, чтобы помахать ею перед банком или инвестором для получения необходимого финансирования.

Бизнес-план должен использоваться для принятия решений, а также для контроля и анализа их исполнения. По мере необходимости бизнес-план нужно актуализировать, внося в него соответствующие изменения (см. статью «Обновление и актуализация бизнес-плана»).

Кстати, нередко при создании своего первого бизнеса некоторые начинающие предприниматели пытаются использовать готовые бизнес-планы, которые сейчас в огромных количествах размещены на различных интернет-ресурсах. Мягко говоря, такой подход является очень большой ошибкой (см. статью «Можно ли использовать готовый бизнес-план для создания своего бизнеса»).

На самом деле бизнес-планирование нужно использовать не только при создании бизнеса. Этот инструмент следует регулярно применять также и для уже действующих компаний. Особенно, если компания планирует активно развиваться. Хотя, как уже не раз было отмечено, внедрять бизнес-планирование лучше сразу еще при создании бизнеса. Впрочем, данное замечание относится ко всем подсистемам управления, а не только к бизнес-планированию. К сожалению, отсутствие нормальной системы управления всегда приводит к большим проблемам, устранение которых обходится недешево.

Важно обратить внимание на то, что бизнес-план не является какой-то конечной самоцелью. Безусловно, нужно уметь правильно составлять бизнес-планы (см. статью «Как правильно разрабатывать бизнес-планы»), но самое главное – добиваться их реализации.

Для этого, как минимум, компания должна научиться собирать информацию о фактическом выполнении (или невыполнении) бизнес-плана. В противном случае сложно будет понять, что сделано, а что не сделано из того, что была запланировано. Для отслеживания реализации бизнес-плана в компании должен быть внедрен управленческий учет.

Кстати, во многих наших компаниях нет не только бизнес-планирования, но управленческого учета, хотя внедрить учет с методологической точки зрения проще, чем планирование. Правда, в компаниях малого и среднего бизнеса по ряду причин внедрение управленческого учета вряд ли можно считать простой задачей. Бухгалтерский учет в таких компаниях очень сильно запутан, поэтому его напрямую весьма проблематично использовать для управленческого учета. Это приводит к тому, что управленческий учет в малом и среднем бизнесе скорее похож на какое-то колдовство, а не на четкую и отлаженную технологию, которая позволяет на регулярной основе получать нужную и достоверную управленческую отчетность (о том, как в таких условиях, нужно внедрять управленческий учет, подробно написано в книге «Управленческий учет. Made not in Russia»).

Кстати, нередко из-за больших отличий управленческого учета от бухгалтерского, компании начинают «изобретать велосипед», что в итоге и приводит к существованию, мягко говоря, очень кривой системы управленческого учета, которой невозможно пользоваться. Некоторые компании умудряются еще и автоматизировать эту кривую систему, потратив на такой проект немаленькие деньги. Я это уже много раз наблюдал на практике.

Таким образом, можно внедрить нормальный управленческий учет даже при вышеупомянутых условиях, когда действующий бухгалтерский учет по ряду причин является малопригодным для использования в управлении компанией.

Решив задачу получения точных фактических данных об исполнении бизнес-плана, компания не избавится от необходимости решения еще более сложной задачи – достижения всех ключевых показателей бизнес-плана. Для этого необходимо внедрить систему стратегического управления (менеджмента) (подробнее об этом можно прочитать в книге «Стратегическое управление и эффективное развитие бизнеса») и систему организационного проектирования (подробнее об этом можно прочитать в книге «Организационное проектирование. Реструктуризация предприятий и бизнес-процессов»), особенно если в периоде бизнес-планирования нужно будет реализовать значительные организационные изменения в компании. Эти две подсистемы управления отлично справляются с задачей создания и развития эффективной компании – настоящей бизнес-машины (см. книгу «Эффективная бизнес-машина»).

Подробнее о бизнес-планировании и бизнес-плана можно прочитать в моей книге "Бизнес-план: методология и практика". Данная книга разбита на две части: методология и практика. На самом деле в части, посвященной методическим аспектам, есть описание некоторых практических примеров использования системы бизнес-планирования. В тоже время во второй части книги, где рассматриваются практические примеры разработки бизнес-планов, также есть описание и методологии бизнес-планирования. Итак, в этой книге рассмотрены и методологические, и практические аспекты бизнес-планирования.


Если у Вас возникли какие-то вопросы по данной статьей Вы можете направить их по адресу 5046320@mail.ru. Автор статьи ответит на Ваши вопросы в течение нескольких дней с момента получения.

Ниже представлена форма для подписки на новые материалы сайта (статьи и опыт), связанные с постановкой современной системы управления и повышением эффективности компании. То есть в рассылках будет информация только о новых материалах, аналогичных тому, что размещен на данной странице сайта.

Узнать для чего нужно становиться подписчиком данного сайта


Подпишитесь на рассылку новых материалов сайта



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

48 − = 47