Статьи > Статьи по теме "Экономика и финансы" > Уменьшение дебиторской задолженности

Уменьшение дебиторской задолженности


Александр Карпов, директор и ведущий консультант Компании РиК, президент Ассоциации эффективного бизнеса, основатель бизнес-школы "Первая школа предпринимателей", автор книги "Основы экономики и финансов. Для владельцев бизнеса, руководителей и менеджеров"

rik-company.ru

К сожалению, не у всех компаний и не во всех случаях есть возможности по уменьшению дебиторской задолженности. Особенно, если речь идет о маленькой компании, работающей с крупными клиентами.

Они могут диктовать свои жесткие правила, в том числе и по срокам оплаты. Остается или соглашаться с этими правилами, то есть финансировать дебиторскую задолженность (иногда и за счет кредитов), или пытаться искать других клиентов (если они в принципе есть), с которыми можно работать на других условиях (по предоплате или хотя бы с меньшими сроками погашения дебиторской задолженности).

Бывают ситуации, когда у компании на самом деле есть возможности по уменьшению дебиторской задолженности или даже вообще сведению ее практически к нулю, но по разным причинам этого не происходит. При этом у компании могут быть проблемы с финансированием текущей деятельности, и она может даже привлекать кредитные ресурсы, хотя без них можно было бы и обойтись.

В качестве примера можно рассмотреть работу частного охранного предприятия (ЧОП), одной из услуг которого является техническая (или пультовая) охрана.

Выполняя консалтинговый проект в одном из ЧОПов, я обнаружил, что на тот момент времени в компании была дебиторская задолженность, которой могло бы и не быть. Речь идет как раз о дебиторской задолженности по технической охране.

По условиям договора ее вообще быть не должно, т.к. оплату клиенты должны производить до 5-го числа текущего месяца.

Но реалии таковы, что счета клиентам выставляются в конце месяца. Соответственно оплата производится еще позже. Нередко это происходит уже в следующем месяце, поэтому и возникает дебиторская задолженность на конец месяца.

Одна из причин такого позднего развоза счетов клиентам заключается в том, что вместе со счетами развозят и акты (чтобы два раза не ездить – у компании около 500-та клиентов). Акты готовятся поздно (к 25 числу месяца) из-за проблем с документооборотом. Информация в бухгалтерию о новых договорах или допах приходит с опозданием. Поэтому и акты готовятся с задержкой.

Для того чтобы переломить эту ситуацию можно поступить следующим образом. При очередном развозе счетов не сразу попросить клиентов оплатить двойную сумму, а сделать это постепенно, потому что некоторые клиенты могут быть недовольны тем, что им в одном месяце придется заплатить в два раза больше (погасить дебиторку за прошлый месяц и заплатить за текущий).

То есть погашение имеющейся дебиторской задолженности можно растянуть на 4-5 месяцев. В таком случае, это не вызовет большого недовольства клиентов.

Кроме того, можно изменить пункт договора, согласно которому клиенты должны платить именно на основании счетов. Ведь сумма за пультовую охрану известна (она прописана в договоре).

Поэтому можно написать, что клиенты обязаны производить оплату до такого-то числа в том размере, который зафиксирован в договоре БЕЗ ВЫСТАВЛЕНИЯ СЧЕТА.

Контролировать этот процесс может менеджер по работе с клиентами.

ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО
Ближайший семинар по основам экономики и финансов состоится 27-28 июня 2024 г.
Если в компании используется CRM-система (Customer Relationship Management – система управления взаимоотношениями с клиентами) можно расширить функционал (или настроить, если он уже есть), чтобы была возможность делать рассылку клиентам по электронной почте (или по смс, если у кого-то нет почты). Это один из принципов эффективной работы с большим количеством объектов. По такой схеме работают банки, сотовые операторы, страховые компании и т.д.

Компания воспользовалась моими рекомендациями и вскоре уменьшила дебиторскую задолженность по пультовой охране почти до нуля.


Если у Вас возникли какие-то вопросы по данной статьей Вы можете направить их по адресу 5046320@mail.ru. Автор статьи ответит на Ваши вопросы в течение нескольких дней с момента получения.

Ниже представлена форма для подписки на новые материалы сайта (статьи и опыт), связанные с постановкой современной системы управления и повышением эффективности компании. То есть в рассылках будет информация только о новых материалах, аналогичных тому, что размещен на данной странице сайта.

Узнать для чего нужно становиться подписчиком данного сайта


Подпишитесь на рассылку новых материалов сайта



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 2 = 2