Статьи > Статьи по теме "Экономика и финансы" > Производственный цикл, финансовый цикл, операционный цикл

Производственный цикл, финансовый цикл, операционный цикл

Александр Карпов, директор и ведущий консультант Компании РиК, президент Ассоциации эффективного бизнеса, основатель бизнес-школы "Первая школа предпринимателей", автор книги "Основы экономики и финансов. Для владельцев бизнеса, руководителей и менеджеров"

rik-company.ru

Для эффективного управления оборотными средствами предприятия очень важно отслеживать и уметь воздействовать на три важнейших параметра, влияющих на потребность в финансировании:
  • производственный цикл;
  • финансовый цикл;
  • операционный цикл.

    Производственный цикл

    Производственные цикл начинается с момента поступления в компанию сырья и материалов (или товаров в случае с торговой компанией) от поставщиков и завершается отгрузкой готовой продукции (товаров) клиентам.

    Понятно, что данный термин не совсем подходит для торговых компаний, но, тем не менее, он уже считается общепринятым, поэтому применяется и для них.

    Здесь можно привести аналогию с классификацией расходов. В отчете о прибылях и убытках есть производственные расходы. Несмотря на свое название, такая группа расходов может быть у любых компаний, в том числе и торговых.

    Очевидно, что чем меньше производственный цикл предприятия, тем лучше. Любые активы компании требуют финансирования. Поэтому чем дольше деньги компании находятся в товарно-материальных запасах, тем хуже и наоборот.

    На производственный цикл предприятия влияют:
  • период оборота запасов сырья и материалов;
  • период оборота незавершенного производства;
  • периода оборота запасов готовой продукции (или товаров в случае с торговой компанией).

    Поэтому уменьшить производственный цикл можно за счет уменьшения периода оборота товарно-материальных запасов.

    Финансовый цикл

    Финансовый цикл начинается с момента оплаты поставщикам материалов (товаров) и заканчивается в момент получения денег от покупателей за отгруженную продукцию (товары).

    Очевидно, что чем больше длительность финансового цикла, тем больше потребность в оборотных средствах. Поэтому нужно стараться различными способами снижать финансовый цикл.

    На финансовый цикл компании влияют:
  • период оборота кредиторской задолженности;
  • период оборота дебиторской задолженности.

    Необходимо обратить внимание на то, что в отличие от производственного финансовый цикл может быть и отрицательным. Предприятие не может отгрузить готовую продукцию (или товар) пока ее не произведет (или не закупит товар). Поэтому отгрузка готовой продукции (товара) не может быть раньше, чем закупка сырья и материалов (или товара).

    Что касается движения денег, то оно может возникать в какое угодно время. Если компания оплачивает поставщикам позже, чем получает деньги от клиентов, то в таком случае финансовый цикл получается отрицательным.

    Операционный цикл

    Операционный цикл – это промежуток времени, в течение которого текущие (оборотные) активы компании совершают полный оборот.

    К оборотным активам компании относятся:
  • денежные средства;
  • дебиторская задолженность (в том числе предоплата поставщикам);
  • сырье и материалы;
  • незавершенное производство;
  • готовая продукция (товары).

    Очевидно, что операционный цикл не может быть меньше производственного. В большинстве случаев он его превышает.

    Также ясно, что операционный цикл, как и производственный, нужно стремиться уменьшать, поскольку чем быстрее оборачиваются текущие активы тем лучше для компании.

    Взаимосвязь производственного, финансового и операционного циклов

    Все эти три цикла взаимосвязаны между собой (см. Рис. 1). На самом деле, на этом рисунке представлен только один из возможных вариантов взаимосвязи.

    Рис. 1. Взаимосвязь производственного, финансового и операционного цикла

    Взаимосвязь производственного, финансового и операционного цикла

    Не все компании получают материальные ресурсы от поставщиков без предварительной оплаты и отгружают свою продукцию без получения предоплаты от клиентов.

    Все возможные варианты взаимосвязи операционного, производственного и финансового циклов представлены в таблице 1.

    Таблица 1. Возможные варианты соотношения операционного, производственного и финансового циклов компании

    Возможные варианты соотношения операционного, производственного и финансового циклов 
компании
    Соотношение операционного, производственного и финансового циклов компании

    Восьмой вариант является самым лучшим для компании с точки зрения эффективности использования оборотных средств. Ведь в этом случае предприятие сначала получает предоплату от клиентов, затем получает материальные ресурсы от поставщиков, потом отгружает продукцию и только после этого выплачивает деньги поставщикам.

    Самым худшим вариантов является седьмой, поскольку при этом компания сначала делает предоплату поставщикам, затем получается материальные ресурсы, после этого отгружает готовую продукцию и только потом получает деньги от покупателей.

    Основные принципы повышения эффективности используемых оборотных средств

    Данные принципы вытекают из вполне очевидной логики, связанной с самими понятиями операционного, производственного и финансового циклов.

    Основной принцип эффективного использования оборотных средств – уменьшать операционный цикл компании за счет:
  • уменьшения производственного цикла;
  • уменьшения финансового цикла.

    В свою очередь необходимо стремиться к сокращению производственного цикла за счет:
  • уменьшения периода оборота запасов сырья и материалов;
  • уменьшения периода оборота незавершенного производства;
  • уменьшения периода оборота готовой продукции (или товаров).

    А сокращение финансового цикла должно происходить за счет:
  • уменьшения периода оборота дебиторской задолженности;
  • увеличения периода кредиторской задолженности.

    Что касается производственного цикла, то, пожалуй, только одна из его составляющих может не поддаваться какому-то целенаправленному воздействию. Речь, конечно же, идет о периоде оборота незавершенного производства, то есть о сроках производства продукции.

    Уменьшить данный параметр порой можно только за счет нарушения технологии производства продукции. Безусловно, этого лучше не делать, поскольку в результате можно получить некачественную продукцию, что, в конечном счете, скажется и на финансово-экономическом состоянии компании.

    Хотя, в некоторых случаях оптимизация производственных процессов позволяет снизить сроки производства продукции без нарушения технологии производства. Если же все резервы повышения эффективности работы в данном направлении уже вскрыты, то уменьшить время производства продукции можно только за счет использования более современного оборудования (и то не всегда).

    Приобретение нового оборудование может привести к существенным инвестиционным затратам. То есть за счет такого решения компания может сократить потребность в оборотных средствах, но увеличить в инвестиционных.

    Причем инвестиционные затраты могут быть значительно больше, чем экономия, которую получит компания за счет уменьшения потребности в оборотных средствах. В некоторых случаях компании придется отработать не один год прежде чем суммарный эффект от экономии на оборотных средствах перекроит инвестиционные затраты.

    В отношении остальных двух составляющих производственного цикла можно утверждать, что там поле для маневров, как правило, больше.

    Период оборота запасов сырья и материалов в значительной степени зависит от политики компании в области снабжения основными материальными ресурсами. Кроме того, на это могут влиять поставщики, в частности за счет того насколько оперативно они могут поставлять свою продукцию.

    Ведь компания может держать на складе большие запасы материалов именно потому, что поставщики не могут оперативно обеспечить компанию нужными ресурсами. В некоторых случаях удается найти других поставщиков, с которыми компании выгоднее работать по данному параметру.

    На самом деле, конечно же, выбор поставщиков должен производиться на основе комплексного анализа, включающего оценку и других важных параметров, в частности сроков оплаты.

    На период оборота готовой продукции (или товаров) компания также может влиять за счет улучшения качества планирования продаж, а также эффективности реализации самого процесса продаж.

    Большие запасы готовой продукции (товаров) могут быть следствием низкого качества процесса планирования продаж. В таком случае компания подстраховывается и держит на складе значительные запасы.

    Повышение эффективности процесса продаж также может положительно сказаться на уменьшении периода оборачиваемости готовой продукции. Чем быстрее компании может продавать свою продукцию, тем меньше период ее оборачиваемости.

    В части сокращения финансового цикла компании основные усилия нужно направлять на максимально возможное сокращения периода оборота дебиторской задолженности и увеличение периода оборота кредиторской задолженности. Проще говоря нужно стремиться к тому, чтобы деньги от клиентов поступали как можно раньше, а оплата поставщикам производилась как можно позже.

    Возможно, для сокращения оборачиваемости дебиторской задолженности придется пойти на какие-то уступки клиентам. Например, за уменьшение сроков оплаты компания может предоставлять своим клиентам скидки.

    И наоборот, для увеличения оборачиваемости кредиторской задолженности может возникнуть необходимость в том, чтобы закупать у поставщиков ресурсы по менее выгодным ценам, но зато с отсрочкой оплаты.

    ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО
    Ближайший семинар по основам экономики и финансов состоится 28-29 марта 2024 г.
    Итак, для повышения эффективности управления оборотными средствами предприятию необходимо четко следить за своим операционным, производственным и финансовым циклами. Нужно научиться находить возможности для уменьшения всех этих циклов.

    Примечание: более подробно тема данной статьи рассматривается на семинаре-практикуме "Финансы для нефинансистов", который проводит автор данной статьи - Александр Карпов.


    Если у Вас возникли какие-то вопросы по данной статьей Вы можете направить их по адресу 5046320@mail.ru. Автор статьи ответит на Ваши вопросы в течение нескольких дней с момента получения.

    Ниже представлена форма для подписки на новые материалы сайта (статьи и опыт), связанные с постановкой современной системы управления и повышением эффективности компании. То есть в рассылках будет информация только о новых материалах, аналогичных тому, что размещен на данной странице сайта.

    Узнать для чего нужно становиться подписчиком данного сайта


    Подпишитесь на рассылку новых материалов сайта



  • Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    97 − 89 =