Электронные книги и методики
Теперь электронные книги и CD-решения по менеджменту и бизнесу можно оплачивать и получать онлайн (если оплата производится от физлица).
Приобрести электронные книги и методики онлайн
Бесплатная электронная книга
Статьи > Статьи по теме "Экономика и финансы" > Финансовая отчетность (финансовые отчеты) компании

Финансовая отчетность (финансовые отчеты) компании

Александр Карпов, директор и ведущий консультант Компании РиК, президент Ассоциации эффективного бизнеса

rik-company.ru

Как бы этого не хотелось владельцам бизнесов и руководителям компаний, нет какого-то одного основного управленческого отчета и тем более одного, ключевого финансово-экономического показателя, по которому можно было бы оценивать эффективность работы компании в целом.

Безусловно, специально для собственника и руководителя компании можно сделать отдельный отчет, в котором были бы только самые важные показатели. Их еще называют стратегическими. Причем в состав стратегических показателей могут включаться не только финансово-экономические. Например, среди стратегических показателей может быть доля рынка компании.

Тем не менее, если вести речь о финансово-экономическом аспекте деятельности компании, то не существует какого-то одного отчета, полностью раскрывающего эту несомненно важную составляющую.

На самом деле, как и в случае со стратегическими показателями компании, можно сделать один отчет, в который поместить ключевые финансово-экономические показатели компании. К тому же достаточно часто стратегические показатели в основном состоят из финансово-экономических.

Но все-таки нужно понимать что это за показатели, откуда они берутся и как их можно использовать. Для этого все равно придется обратиться к соответствующим отчетам.

Итак, финансово-экономическое состояние любой компании характеризуется тремя важнейшими срезами.
  • финансовый результат (или прибыль), который зарабатывает компания;
  • финансовый поток, который создает компания;
  • финансовое положение компании (какими активами она располагает и из каких источников они профинансированы).

    Соответственно в любой компании должно быть три финансовых отчета (см. Рис. 1):
  • отчет о доходах и расходах (прибылях и убытках);
  • отчет о движении денежных средств;
  • баланс.

    Рис. 1. Финансовые отчеты компании

    Финансовые отчеты компании

    Отчет о прибылях и убытках (доходах и расходах)

    Один из финансовых отчетов, на который обязательно нужно обращать – это отчет, содержащий информацию о финансовом результате (прибыли) компании. Называется он отчет о доходах и расходах или отчет о прибылях и убытках. Иногда его так и называют – отчет о финансовых результатах.

    С помощью отчета о финансовых результатах можно проанализировать эффективность текущей деятельности компании, т.к. он содержит такие ключевые показатели работы как чистая прибыль и рентабельность продаж (чистая прибыль/выручка от реализации).

    Рентабельность продаж показывает сколько копеек с рубля продаж зарабатывает компания. В отчете о прибылях и убытках отражаются все доходы и расходы компании, а также суммы начисленных дивидендов собственника.

    Все показатели в отчете о доходах и расходах представлены без НДС, поскольку НДС не является ни доходом, ни расходом компании.

    Пример формата укрупненного отчета о финансовых результатах представлен в таблице 1. Естественно, он может детализироваться по статьям расходов. Кроме того, выручка от реализации также может "разворачиваться" по важным для компании аналитикам.

    Таблица 1. Пример формата укрупненного отчета о доходах и расходах

    Пример формата укрупненного отчета о доходах и расходах

    Выручка от реализации – это доход от основной деятельности. Именно доход, а не поступившие средства.

    Операционные расходы компании включают в себя производственные, коммерческие и административно-управленческие. Последние могут называться и по другому: административные, управленческие, общефирменные, общехозяйственные.

    Термин "производственные" возможно не совсем удачный в том смысле, то для торговых компаний, а также для компаний, оказывающих услуги, он вроде как не совсем подходит.

    Тем не менее, это уже давно общепринятый термин. Можно сказать, что производственные расходы – это те расходы, которые должна понести компания, чтобы у нее появилась возможность продать.

    Таким образом, в случае с торговое компанией это расходы на закупку и доставку (и все, что с этим связано) товара до склада компании. Для компаний оказывающих услуги, производственными расходами считаются все те расходы, которые возникают непосредственно при выполнении соответствующих работ.

    Операционная прибыль (или прибыль от реализации) показывается насколько эффективно организована текущая деятельность компании, пока без учета процентов по кредиту, а также возможных внереализационных доходов и расходов.

    Кстати, у компании может и не быть внереализационных доходов и расходов или они могут возникать только эпизодически.

    Еще раз нужно обратить внимание на то, что именно в отчете о доходах и расходах отражается величина начисленных дивидендов. Иными словами – это та доля от чистой прибыли, которую собственники компании решили взять себе, а не направить на дальнейшее развитие компании.

    Но это не значит, что эту сумму владельцы компании реально получили в виде денег. Они могут рассчитывать на эту сумму, но получить они ее могут и позже, когда в компании будут деньги. А может быть они ее уже получили авансом (полностью или частично).

    Таким образом, именно на основе отчета о доходах и расходах модно судить, сколько же зарабатывает компания, а значит, на какую величину дивидендов в принципе могут рассчитывать ее владельцы.

    То есть нельзя определять размер дивидендов, исходя из текущего остатка денежных средств. Такой подход может привести к серьезным проблемам в будущем, т.к. собственники могут изъять из компании гораздо больше, чем они могут себе позволить.

    Например, большой остаток денег на конкретный момент времени может быть обусловлен те, что от клиентов поступила оплата, а с поставщиками, сотрудниками и другим контрагентами еще не рассчитались. Собственник может забрать себе эти деньги, полагая, что он их уже заработал, а у компании возникнет дефицит денежных средств.

    Как раз для того, чтобы подобных проблем не возникало необходимо следить и за другой составляющей финансово-экономического состояния компании – финансовыми потоками.

    Кстати, для предотвращения кассовых разрывов нужно составлять бюджет движения денежных средств (БДДС), но только ни в коем случае не нужно этим ограничиваться. Необходимо формировать и другие бюджеты компании (более подробно об этом можно прочитать в серии книг "100% практического бюджетирования").

    Отчет о движении денежных средств

    Отчет о движении денежных средств отражает реальные денежные потоки компании и содержит такие ключевые показатели как финансовый поток (поступление денежных средств – выплаты) и остаток денег на расчетном счете и в кассе. Все показатели в данном отчете представлены с НДС.

    Отчет о движении денежных средств предназначен для оценки платежеспособности компании. Как уже отмечалось выше, основная цель при планировании финансовых потоков – добиться бездефицитности, поскольку в компании не должно быть кассовых разрывов.

    Глядя на статьи фактического отчета о движении денежных средств, можно видеть откуда поступили деньги и куда они были потрачены (выплачены).

    Помимо общего финансового потока очень важно отслеживать:
  • поток по основной деятельности;
  • поток по инвестиционной деятельности;
  • поток по финансовой деятельности.

    Пример формата отчета о движении денежных средств представлен в таблице 2.

    Таблица 2. Пример формата отчета о движении денежных средств

    Пример формата отчета о движении денежных средств

    В отчете о движении денежных средств содержится информация о размере дивидендов, выплаченных (а не начисленных) собственникам бизнеса.

    Баланс (балансовый отчет)

    Баланс (балансовый отчет) – отражает все активы (то, куда вложены деньги) компании и источники финансирования (то, за счет чего активы приобретены).

    Баланс позволяет оценить величину собственного капитала компании, его рентабельность и рентабельность активов.

    Рентабельность активов показывает насколько эффективно используются все ресурсы, задействованные в бизнесе компании.

    Рентабельность собственного капитала – один из важнейших показателей, поскольку он дает информацию собственнику о том насколько эффективно используется капитал, инвестированный в компанию. Значение данного показателя должно быть не ниже ставки депозита, в противном случае занятие данным бизнесом теряет смысл.

    Собственный капитал включает в себя уставный капитал, капитал, инвестированный собственником и величину нераспределенной прибыли (чистая прибыль – дивиденды).

    Пример формата балансового отчета представлен в таблице 3.

    Таблица 3. Пример формата баланса (балансового отчета)

    Пример формата баланса (балансового отчета)

    Как уже выше отмечалось суммы начисленных (содержится в отчете о доходах и расходах) и выплаченных (содержится в отчете о движении денежных средств) дивидендов в конкретном периоде времени могут отличаться. В таком случае будут возникать задолженности, которые можно будет увидеть в балансе компании.

    В том случае, если дивиденды выплачены собственнику компании авансом, они будут отражаться в активах, например, по статье 1.3 "Прочая дебиторская задолженность" (см. Табл. 3). Хотя для этих целей в балансе компании можно ввести отдельную статью "Дивиденды, выплаченные учредителям".

    Если дивиденды начислены, но пока не выплачены (или выплачены частично), то соответствующая сумма будет отражаться в обязательствах по статье 3.1.2.7 "Задолженность перед учредителями" (см. Табл. 3).

    Взаимосвязь финансовых отчетов

    Показатели всех трех финансовых отчетов взаимосвязаны между собой. Эту взаимосвязь позволяет отследить косвенный метод составления отчета о движении денежных средств.

    С его помощью можно формировать "деловой экран" (см. Рис. 4), который отображает взаимосвязь показателей трех финансовых отчетов компании (показывает откуда пришли и куда ушли деньги) и позволяет на его основе проводить дальнейший детальный анализ с целью принятия решений на будущее.

    Рисунок 4. Пример взаимосвязи финансового результата (прибыли) и финансового потока компании

    Пример взаимосвязи финансового результата (прибыли) и финансового потока компании

    ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО
    Ближайший семинар по основам экономики и финансов состоится 20-21 февраля 2020 г.
    Косвенный метод составления отчета о движении денежных средств применяется не только для анализа взаимосвязи всех составляющих финансово- экономического состояния компании, но и для долгосрочного финансового планирования (подробнее об этом можно прочитать в Книге 3 "Финансовая модель бюджетирования").

    Примечание: более подробно тема данной статьи рассматривается на семинаре-практикуме "Финансы для нефинансистов", который проводит автор данной статьи - Александр Карпов.



    Если у Вас возникли какие-то вопросы по данной статьей Вы можете направить их по адресу 5046320@mail.ru. Автор статьи ответит на Ваши вопросы в течение нескольких дней с момента получения.


    Подпишитесь на рассылку новых материалов сайта



  • Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *