Статьи > Статьи по теме "Организационное проектирование, бизнес-процессы, реструктуризация, регламентация" > Основные этапы инновационного процесса

Основные этапы инновационного процесса


Светлана Бондарева, Владимир Разумов, эксперты проекта smart-venture.ru, авторы книг: "Менеджмент прибыльного микроинновационного бизнеса как сегмента малого предпринимательства (визуально-экономический подход)", "Развитие самозанятости и форм инновационного предпринимательства (инновационной самозанятости, инновационного малого, среднего и крупного предпринимательства) как реальный путь к технологическому развитию России"

rik-company.ru

Инновация – единственный реальный источник увеличения богатства для современного мира в целом.
Джозеф Стиглиц, Нобелевский лауреат, США


В условиях современного рынка с целью достижения конкурентоспособности компаниям нужно постоянно внедрять новые инновационные технологии и разработки. Для того чтобы инновации активно использовались в хозяйственной деятельности, необходима четкая организация инновационного процесса. При этом нужно иметь возможность прогнозирования будущего состояния компании для предотвращения кризисных ситуаций, возможность управления инновациями. Для решения этой задачи важным является вопрос о последовательном характере инноваций, их цикличности.

Понятие цикличности является общим понятием для большинства экономических явлений и процессов. Цикличность является всеобщей формой развития общественных систем. Не существует таких общественных систем, которые не подчинялись бы закономерностям цикличной динамики, не проходили бы через фазы зарождения, освоения, распространения, зрелости, кризиса и перехода либо к новому витку спирали развития, либо упадку.

Закономерность взаимодействия экономических циклов разной продолжительности впервые доказал в своих работах Н.Д. Кондратьев в 1920-х гг. «Большие циклы экономической конъюнктуры выявляются в том же едином процессе динамики экономического развития и депрессии. Средние циклы поэтому как бы нанизываются на волны больших циклов». Вслед за Кондратьевым эту же закономерность отразил в своих работах Й. Шумпетер.

В дальнейшем С. Глазьев расширил и дополнил теорию Кондратьева и Шумпетера. Он применил теорию длинных волн для разработки концепции технологических укладов, которая рассматривает технологическое развитие как дискретный процесс, состоящий из периодов радикальных инноваций и периодов постепенного совершенствования существующей техники. «Жизненный цикл технологических изменений, связанных с длинными волнами, имеет форму логистической кривой, складываясь из фаз, различающихся темпами роста отражающих ее показателей подобно типичному процессу распространения любой технологии».

Рассмотрение инноваций как экономической категории позволяет применять к ним закономерности цикличной динамики, используя такое понятие, как жизненный цикл инновации.

По своему характеру жизненный цикл инновации соответствует типичному жизненному циклу товара и проходит этапы разработки, внедрения на рынок, роста, зрелости и спада. Каждый этап жизненного цикла инновации характеризуется определенным видами работ, отличающихся друг от друга по характеру и сумме затрат, связанных с разработкой и выведением нового продукта на рынок, и доходов от его продажи. Визуально этапы инновационного процесса совпадают с этапами жизненного цикла продукта и хорошо прослеживаются на рисунке 1 по зависимости объема продаж (кривая 1) и расходов (прибыли) на осуществление каждого этапа инновационного процесса (кривая 2) от времени.

Рис. 1. Этапы жизненного цикла инноваций (продукта)

Этапы жизненного цикла инноваций (продукта)

Рассмотрим этапы жизненного цикла инноваций более подробно.

Этап разработки новой технологии. Идея новой технологии сначала возникает в голове у изобретателя или коллектива ее разработчиков. Если замысел продукта успешно преодолел этап анализа возможностей производства и сбыта, начинается этап научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, в ходе которого замысел должен превратиться в реальный продукт. Далее идея преобразуется в новую технологию. Изготавливаются опытные образцы инновационного продукта. Этот этап самый затратный, т.к. требует значительных вложений денежных средств.

При применении модели открытых инноваций актуально привлечение самозанятых, малых предприятий, стартапов (малых технологических компаний), работающих над инновациями, которые будут являться основой будущих направлений развития предприятий. Достоинства такого сотрудничества – возможность получения большего числа решений поставленной задачи, меньшие сроки получения решения, меньшие финансовые затраты. Таким образом, с ростом цифровых технологий, с расширением возможностей экономики знаний наблюдаются значительные сокращения 1-го этапа жизненного цикла инноваций.

Этап внедрения на рынок.
Включает в себя несколько стадий:
  • начало коммерческого применения;
  • формирование рынков сбыта.

    Для технически сложной инновации, требующей предварительных исследований эффективности технического решения, взятого за ее основу, добавляются стадии:
  • испытание технологии в качестве пилотного проекта;
  • усовершенствование технологии;
  • отладка технологического процесса;
  • разработка технологии изготовления.

    Поэтому сложные инновации, которые требуют больших расходов, разрабатываются лишь крупными компаниями и корпорациями, которые имеют соответствующие финансовые и человеческие ресурсы.

    На этапе внедрения на рынок прибыль отсутствует, поскольку расходы превышают доходы от продажи.

    Этап роста. Спрос на инновационный товар увеличивается, резко возрастает объем продаж. Инновация хорошо воспринимается рынком, прибыль растет.

    Этап зрелости. Характеризуется замедлением темпов сбыта вследствие приобретения товара большинством покупателей. Товар перестает быть инновацией. Из-за диффузии (распространения) инновации резко возрастает конкуренция, и, как следствие, происходит снижение прибыли или ее стабилизация в связи с ростом расходов на защиту от конкурентов. На последней стадии товар может находиться достаточно долго, до тех пор, пока новый технологический процесс не пройдет тот же цикл, сместив его с завоеванных позиций. Этап зрелости фактически завершает жизненный цикл инновации.

    Этап упадка. Наблюдается спад объемов продаж из-за ненужности товара покупателю. Прибыль уменьшается до нуля. Товар снимают с производства.


    Ниже представлена форма для подписки на новые материалы сайта (статьи и опыт), связанные с постановкой современной системы управления и повышением эффективности компании. То есть в рассылках будет информация только о новых материалах, аналогичных тому, что размещен на данной странице сайта.

    Узнать для чего нужно становиться подписчиком данного сайта


    Подпишитесь на рассылку новых материалов сайта



  • Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    59 + = 61