Электронные книги и методики
Теперь электронные книги и CD-решения по менеджменту и бизнесу можно оплачивать и получать онлайн (если оплата производится от физлица).
Приобрести электронные книги и методики онлайн
Бесплатная электронная книга
Статьи > Статьи по теме "Консалтинговая помощь клиентам Компании РиК" > Постановка задачи – первый и важнейший этап в консалтинговом проекте

Постановка задачи – первый и важнейший этап в консалтинговом проекте

Александр Карпов, директор и ведущий консультант Компании РиК, президент Ассоциации эффективного бизнеса

rik-company.ru

В управленческом консалтинге существуют различные варианты взаимодействия консультантов с Заказчиком. Эти варианты выбирает сам Заказчик с учетом различных факторов, в том числе конкретной проблемы, которую нужно решить, ограничений по срокам, трудовым и финансовым ресурсам (если таковые имеются).

В принципе Заказчик и сам может решить свои проблемы, просто у него на это может уйти больше времени по сравнению с тем вариантом, когда для решения проблем привлекаются консультанты. Если вспомнить известное выражение о том, что время – деньги, то сложно однозначно сказать какой вариант дешевле: делать самим или привлечь профессиональных консультантов.

Кроме того немаловажным может быть и вопрос качества. Если у Заказчика пока нет опыта решения актуальных для него проблем, он может не только много времени на это потратить, но и сделать это некачественно (что потребует затрат времени, а может и денег на переделку) или вообще не сделать.

Отрицательный опыт в данном деле может очень негативно сказаться на компании. Все последующие попытки решить эту (а также и новые) проблемы могут восприниматься сотрудниками в штыки. Они могут убеждать владельцев и/или руководство компании в том, что это делать не нужно и/или что это бесполезно. Опытные консультанты позволят избежать подобных проблем.

Наконец у Заказчика может просто не быть трудовых ресурсов, которые могли бы заняться решением актуальных проблем. В подобных случаях возможно гораздо выгоднее привлечь внешние трудовые ресурсы (то есть консультантов) на временной (проектной) основе, чем брать в штат людей на постоянной основе и регулярно платить им зарплату.

Итак, если Заказчик решает привлечь консультантов для решения какой-то проблемы (или проблем), то он должен понимать как при этом должна быть правильно организована работа. Дело в том, что эффективность решения проблем Заказчика зависит не только от опыта и профессиональных знаний и умений консультантов, но и от того как организована работа.

В большинстве случаев первым этапом консалтингового проекта должна быть постановка задачи. Исключения могут составлять какие-то частные задачи, решение которых может быть организовано иным способом.

Например, если Заказчик привлекает консультантов для разработки бизнес-плана, то данная задача может решаться по другой схеме. На самом деле здесь нужно сделать важное примечание. Если бизнес-план разрабатывается для нужд самой компании, то и в этом случае лучше действовать по рассматриваемой здесь технологии. Кстати, перед разработкой такого бизнес-плана желательно сначала разработать стратегию компании и подготовить четкий стратегический план.

Если же бизнес-план разрабатывается для обоснования получения кредита в банке, то да, в такой ситуации можно поступить гораздо проще. Хотя и в этом случае консультантам придется получить определенную информацию о деятельности компании. Но все же это не какой-то внедренческий проект, поэтому он может быть реализован по упрощенной схеме.

Зачем нужен этап "Постановка задачи"


Есть несколько основных причин обосновывающих необходимость начинать консалтинговый проект с постановки задачи:
  • грамотная постановка задачи существенно увеличивает вероятность ее успешного решения;
  • важно убедиться в правильности выбора приоритетов (понять какие проблемы для компании сейчас являются самыми актуальными);
  • после реализации данного этапа консультанты будут максимально подготовлены к эффективному решению актуальных проблем компании.

    Большой опыт реализации консалтинговых проектов в различных компаниях, а также общение с представителями многих компаний, позволяет сделать не очень утешительный вывод. Огромное количество предприятий с завидным упорством продолжает наступать на одни и те же грабли.

    Многие компании до сих пор при решении своих проблем жертвуют таким важным этапом как постановка задачи. Они считают, что им и так все понятно, не нужно больше терять время и скорее "бросаются в бой".

    При этом зачастую даже внутри компании нет единого понимания проблемы, того как ее нужно решать, видения конечного результата и критериев того, что проблема полностью решена.

    Если же компания для решения проблемы привлекает консультантов, то у них может быть свое видение того как нужно решать проблему, какие при этом технологии использовать и что является критериями успешного выполнения данной работы.

    Наверное, не нужно писать о том, что нередко это видение у Заказчика и консультантов может отличаться. Такое отличие может приводить к разным конфликтам при выполнении и особенно сдаче выполненной работы. Заказчик может получить совсем не то, что ожидал, а консультанты могут потратить свое время зря, не принеся пользу Заказчику.

    Да того, чтобы таких проблем не возникало и нужно начать с постановки задачи, чтобы все четко прописать и согласовать между Заказчиком и консультантами еще до начала активных действий по разработкам и тем более каким-то изменениям в компании.

    Кроме того есть еще одна важная причина из-за которой нужно выделять постановку задачи в отдельный этап проекта. В большинстве случаев Заказчик обращается к консультантам для решения какой-то конкретной задачи (проблемы), полагая, что она сейчас является самой актуальной для компании.

    Но при проведении комплексного обследования (диагностики) компании может выясниться, что это, мягко говоря, далеко не так. У компании могут быть более приоритетные задачи или обозначенная Заказчиком проблема может являться следствием другой проблемы (или проблем), которую(ые) нужно решать в первую очередь. Не решив проблему(ы) первопричину(ы), не решиться и та самая проблема, с которой Заказчик обратился к консультантам.

    Я не утверждаю, что так бывает всегда, но все-таки это не редкость. Поэтому лучше убедиться в том, что проблема, выбранная Заказчиком в качестве приоритетной, действительно является таковой. Кроме того, как уже выше было отмечено, возможно для ее решения придется разобраться и с другой(ими) проблемой(ами).

    Наконец еще одной причиной выделения постановки задачи в отдельный этап является необходимость подготовки консультантов к проекту. Да, профессиональные консультанты могут обладать большим опытом и знаниями, но все равно каждая компания и каждый проект по-своему уникальны.

    Для того чтобы консультанты смогли эффективно решить поставленную задачу они должны иметь представление о конкретных бизнес-процессах компании и о том как этими бизнес-процессами управляют. Система управления не может существовать в отрыве от реальных бизнес-процессов компании и от ее структуры.

    Поэтому для того, чтобы консультанты стали максимально полезны для Заказчика, они сначала должны изучить компанию. Это изучение будет проходить в ходе диагностики, являющейся одним из мероприятий этапа "Постановка задачи".

    К тому же не зная конкретную компанию и точной постановки задачи, консультантам будет весьма сложно нормально оценить сроки и стоимость консалтингового проекта. Поэтому в тех ситуациях, когда Заказчик настаивает на немедленном выполнении проекта без этапа "Постановка задачи", многие консультанты на всякий случай начинают необоснованно увеличивать стоимость и сроки проекта, чтобы потом не оказаться в минусе по деньгам и не получать от Заказчика замечаний о затягивании сроков.

    После постановки задачи консультанты уже смогут более точно оценить и стоимость, и сроки решения конкретной проблем(ы).

    Таким образом, для эффективного решения проблем компании в консалтинговом проекте необходимо выделить отдельный этап – "Постановка задачи".

    Что входит в этап "Постановка задачи"


    Этап "Постановка задачи" включает в себя следующие основные мероприятия:
  • комплексное обследование (диагностика) компании;
  • подготовка предложений по совершенствованию деятельности компании (в т.ч. выделение приоритетных задач);
  • подготовка конкретного плана (со сроками и стоимостью) последующего(их) этапа(ов) проекта.

    В ходе выполнения диагностики информация о компании собирается из разных источников, в т.ч. изучаются имеющиеся в компании регламенты и управленческая отчетность, анкетируются сотрудники компании, а также проводятся с ними встречи и т.д.

    Затем производится анализ собранной информации, в ходе которого выявляются проблемы компании. По результатам проведенного анализа формируются предложения по улучшению деятельности компании, а также по приоритетным стратегическим задачам (проектам развития), которые нужно решать в первую очередь.

    Также подготавливается подробный план реализации первой приоритетной стратегической задачи. Далее этот план, естественно, уточняется и согласовывается с Заказчиком. Для реализации этой задачи также могут привлекаться консультанты или при определенных условиях Заказчик может это сделать самостоятельно (возможно, при минимальном участии консультантов).

    Таким образом, некоторые из выделенных приоритетных проектов развития Заказчик может решать самостоятельно, а для решения некоторых привлекать консультантов. Это зависит от конкретных проектов и от конкретной компании.

    Сроки и стоимость этапа "Постановка задачи"


    Для того чтобы определить сроки и стоимость выполнение этапа "Постановка задачи" в конкретной компании консультантам необходимо получить определенные данные.

    Для этого нужно заполнить небольшую анкету. Получить эту анкету можно, отправив соответствующий запрос по электронному адресу 5046320@mail.ru.

    После заполнения данной анкеты будут определены основные параметры первого этапа консалтингового проекта – "Постановка задачи" (стоимость и сроки), а также представлен подробный план его выполнения.

    Все свои вопросы о том, как выполняется консалтинговый проект, что для этого нужно сделать, чтобы он был реализован максимально эффективно и т.д., также можно направлять по адресу 5046320@mail.ru.



    Если у Вас возникли какие-то вопросы по данной статьей Вы можете направить их по адресу 5046320@mail.ru. Автор статьи ответит на Ваши вопросы в течение нескольких дней с момента получения.


    Подпишитесь на рассылку новых материалов сайта



  • Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *