Статьи > Статьи по теме "Консалтинговая помощь клиентам Компании РиК" > Постановка задачи – первый и важнейший этап в консалтинговом проекте

Постановка задачи – первый и важнейший этап в консалтинговом проекте

Александр Карпов, директор и ведущий консультант Компании РиК, президент Ассоциации эффективного бизнеса, председатель совета директоров издательства "Москва", автор книг по менеджменту и бизнесу

rik-company.ru

В управленческом консалтинге существуют различные варианты взаимодействия консультантов с Заказчиком. Эти варианты выбирает сам Заказчик с учетом различных факторов, в том числе конкретной проблемы, которую нужно решить, ограничений по срокам, трудовым и финансовым ресурсам (если таковые имеются).

В принципе Заказчик и сам может решить свои проблемы, просто у него на это может уйти больше времени по сравнению с тем вариантом, когда для решения проблем привлекаются консультанты. Если вспомнить известное выражение о том, что время – деньги, то сложно однозначно сказать какой вариант дешевле: делать самим или привлечь профессиональных консультантов.

Кроме того немаловажным может быть и вопрос качества. Если у Заказчика пока нет опыта решения актуальных для него управленческих задач, он может не только много времени на это потратить, но и сделать это некачественно (что потребует затрат времени, а может и денег на переделку) или вообще не сделать.

Отрицательный опыт в данном деле может очень негативно сказаться на компании. Все последующие попытки решить эту (а также и новые) проблемы могут восприниматься сотрудниками в штыки. Они могут убеждать владельцев и/или руководство компании в том, что это делать не нужно и/или что это бесполезно. Опытные консультанты позволят избежать подобных проблем.

Наконец у Заказчика может просто не быть трудовых ресурсов, которые могли бы заняться решением актуальных управленческих проблем. В подобных случаях, возможно, гораздо выгоднее привлечь внешние трудовые ресурсы (то есть консультантов) на временной (проектной) основе, чем брать в штат людей на постоянной основе и регулярно платить им зарплату.

Итак, если Заказчик решает привлечь консультантов для решения какой-то проблемы (или проблем), то он должен понимать как при этом должна быть правильно организована работа. Дело в том, что эффективность решения проблем Заказчика зависит не только от опыта и профессиональных знаний и умений консультантов, но и от того как организована работа.

В большинстве случаев первым этапом консалтингового проекта должна быть постановка задачи. Исключения могут составлять какие-то частные задачи, решение которых может быть организовано иным способом.

Например, если Заказчик привлекает консультантов для разработки бизнес-плана, то данная задача может решаться по другой схеме. На самом деле здесь нужно сделать важное примечание. Если бизнес-план разрабатывается для нужд самой компании, то и в этом случае лучше действовать по рассматриваемой здесь технологии. Кстати, перед разработкой такого бизнес-плана желательно сначала разработать стратегию компании и подготовить четкий стратегический план.

Если же бизнес-план разрабатывается для обоснования получения кредита в банке, то да, в такой ситуации можно поступить гораздо проще. Хотя и в этом случае консультантам придется получить определенную информацию о деятельности компании. Но все же это не какой-то внедренческий проект, поэтому он может быть реализован по упрощенной схеме.

Зачем нужен этап "Постановка задачи"


Есть несколько основных причин обосновывающих необходимость начинать консалтинговый проект с постановки задачи:
  • грамотная постановка задачи существенно увеличивает вероятность ее успешного решения;
  • важно убедиться в правильности выбора приоритетов (понять какие проблемы для компании сейчас являются самыми актуальными);
  • после реализации данного этапа консультанты будут максимально подготовлены к эффективному решению актуальных проблем компании.

    Большой опыт реализации консалтинговых проектов в различных компаниях, а также общение с представителями многих компаний, позволяет сделать не очень утешительный вывод. Огромное количество предприятий с завидным упорством продолжает наступать на одни и те же грабли.

    Многие компании до сих пор при решении своих проблем жертвуют таким важным этапом как постановка задачи. Они считают, что им и так все понятно, не нужно больше терять время и скорее "бросаются в бой".

    При этом зачастую даже внутри компании нет единого понимания проблемы, того как ее нужно решать, видения конечного результата и критериев того, что проблема полностью решена.

    Если же компания для решения проблемы привлекает консультантов, то у них может быть свое видение того, как нужно решать проблему, какие при этом технологии использовать и что является критериями успешного выполнения данной работы.

    Наверное, не нужно писать о том, что нередко это видение у Заказчика и консультантов может отличаться. Такое отличие может приводить к разным конфликтам при выполнении и особенно сдаче выполненной работы. Заказчик может получить совсем не то, что ожидал, а консультанты могут потратить свое время зря, не принеся пользу Заказчику.

    Для того, чтобы таких проблем не возникало, и нужно начать с постановки задачи, чтобы все четко прописать и согласовать между Заказчиком и консультантами еще до начала активных действий по разработкам и тем более каким-то изменениям в компании.

    Кроме того, есть еще одна важная причина, из-за которой нужно выделять постановку задачи в отдельный этап проекта. В большинстве случаев Заказчик обращается к консультантам для решения какой-то конкретной задачи (проблемы), полагая, что она сейчас является самой актуальной для компании.

    Но при проведении комплексного обследования (диагностики) компании может выясниться, что это, мягко говоря, далеко не так. У компании могут быть более приоритетные задачи или обозначенная Заказчиком проблема может являться следствием другой проблемы (или проблем), которую(ые) нужно решать в первую очередь. Не решив проблему(ы) первопричину(ы), не решиться и та самая проблема, с которой Заказчик обратился к консультантам.

    Я не утверждаю, что так бывает всегда, но все-таки это не редкость. Поэтому лучше убедиться в том, что проблема, выбранная Заказчиком в качестве приоритетной, действительно является таковой. Кроме того, как уже выше было отмечено, возможно для ее решения придется разобраться и с другой(ими) проблемой(ами).

    Наконец еще одной причиной выделения постановки задачи в отдельный этап является необходимость подготовки консультантов к проекту. Да, профессиональные консультанты могут обладать большим опытом и знаниями, но все-равно каждая компания и каждый проект по-своему уникальны.

    Для того чтобы консультанты смогли эффективно решить поставленную задачу, они должны иметь представление о конкретных бизнес-процессах компании и о том, как этими бизнес-процессами управляют. Система управления не может существовать в отрыве от реальных бизнес-процессов компании и от ее структуры.

    Поэтому для того, чтобы консультанты стали максимально полезными для Заказчика, они сначала должны изучить компанию. Это изучение будет проходить в ходе диагностики, являющейся одним из мероприятий этапа "Постановка задачи".

    К тому же, не зная конкретную компанию и точной постановки задачи, консультантам будет весьма сложно нормально оценить сроки и стоимость консалтингового проекта. Поэтому в тех ситуациях, когда Заказчик настаивает на немедленном выполнении проекта без этапа "Постановка задачи", многие консультанты на всякий случай начинают необоснованно увеличивать стоимость и сроки проекта, чтобы потом не оказаться в минусе по деньгам и не получать от Заказчика замечаний о затягивании сроков.

    После постановки задачи консультанты уже смогут более точно оценить и стоимость, и сроки решения конкретной проблем(ы).

    Таким образом, для эффективного решения проблем компании в консалтинговом проекте необходимо выделить отдельный этап – "Постановка задачи".

    Что входит в этап "Постановка задачи"


    Этап "Постановка задачи" включает в себя следующие основные мероприятия:
  • комплексное обследование (диагностика) компании;
  • подготовка предложений по совершенствованию деятельности компании (в т.ч. выделение приоритетных задач);
  • подготовка конкретного плана (со сроками и стоимостью) последующего(их) этапа(ов) проекта.

    В ходе выполнения диагностики информация о компании собирается из разных источников, в т.ч. изучаются имеющиеся в компании регламенты и управленческая отчетность, анкетируются сотрудники компании, а также проводятся с ними встречи и т.д.

    Затем производится анализ собранной информации, в ходе которого выявляются проблемы компании. По результатам проведенного анализа формируются предложения по улучшению деятельности компании, а также по приоритетным стратегическим задачам (проектам развития), которые нужно решать в первую очередь.

    Также подготавливается подробный план реализации первой приоритетной стратегической задачи. Далее этот план, естественно, уточняется и согласовывается с Заказчиком. Для реализации этой задачи также могут привлекаться консультанты или при определенных условиях Заказчик может это сделать самостоятельно (возможно, при минимальном участии консультантов). Либо для решения задачи Заказчику будет достаточно книг и методик, написанных и разработанных консультантами.

    Таким образом, некоторые из выделенных приоритетных проектов развития Заказчик может решать самостоятельно, а для решения некоторых привлекать консультантов. Это зависит от конкретных проектов и от конкретной компании.

    Сроки и стоимость этапа "Постановка задачи"


    Для того чтобы определить сроки и стоимость выполнение этапа "Постановка задачи" в конкретной компании, консультантам необходимо получить определенные данные.

    Для этого нужно заполнить небольшую анкету. Получить эту анкету можно, отправив соответствующий запрос по электронному адресу 5046320@mail.ru.

    После заполнения данной анкеты будут определены основные параметры первого этапа консалтингового проекта – "Постановка задачи" (стоимость и сроки), а также представлен подробный план его выполнения.

    Все свои вопросы о том, как выполняется консалтинговый проект, что для этого нужно сделать, чтобы он был реализован максимально эффективно, и т.д., также можно направлять по адресу 5046320@mail.ru.


    Если у Вас возникли какие-то вопросы по данной статьей Вы можете направить их по адресу 5046320@mail.ru. Автор статьи ответит на Ваши вопросы в течение нескольких дней с момента получения.

    Ниже представлена форма для подписки на новые материалы сайта (статьи и опыт), связанные с постановкой современной системы управления и повышением эффективности компании. То есть в рассылках будет информация только о новых материалах, аналогичных тому, что размещен на данной странице сайта.

    Узнать для чего нужно становиться подписчиком данного сайта


    Подпишитесь на рассылку новых материалов сайта



  • Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    57 − 50 =