Электронные книги и методики
Теперь электронные книги и CD-решения по менеджменту и бизнесу можно оплачивать и получать онлайн (если оплата производится от физлица).
Приобрести электронные книги и методики онлайн
Бесплатная электронная книга
Статьи > Статьи по теме "Бизнес-планирование" > Состав бизнес-плана

Состав бизнес-плана

Александр Карпов, директор и ведущий консультант Компании РиК, президент Ассоциации эффективного бизнеса, основатель бизнес-школы "Первая школа предпринимателей", автор книги "Бизнес-план: методология и практика"

rik-company.ru

Я умышленно не стал называть эту статью «Формат бизнес-плана», потому что я не сторонник излишнего формализма при разработке бизнес-планов. То есть, на мой взгляд, какие-то формальные требования вряд ли могут обеспечить качественную проработку бизнес-плана.

Несомненно, есть определенные аспекты деятельности компании или стартапа, которые обязательно должна быть проработаны при составлении бизнес-плана, но в каком формате они будут представлены, на мой взгляд, не так уж и важно.

Итак, в данной статье я просто кратко опишу минимальные требования к составу бизнес-плана. В каком конкретно виде они будут оформлены – непринципиально.

Если все-таки попытаться найти что-то абсолютно одинаковое для всех бизнес-планов, то, пожалуй, это форматы финансовых бюджетов. Да, действительно, есть типовые форматы финансовых бюджетов, которые можно использовать абсолютно для всех компаний. Впрочем, при разработке финансово-экономической модели их можно взять за основу, но при необходимости как-то детализировать под конкретную компанию.

Примерный состав бизнес-плана:
  • резюме;
  • краткая информация о компании/стартапе;
  • обзор и оценка (анализ) рынка;
  • маркетингово-сбытовая программа (маркетинг-продажи-продвижение/реклама);
  • операционная программа (операционные бизнес-процессы);
  • инвестиционная программа (развитие);
  • организационно-функциональная структура;
  • финансово-экономические планы и бюджеты.

    Резюме

    Данный раздел обычно размещают в самом начале бизнеса-плана, но составляется он в самом конце, после того как будут проработаны все аспекты деятельности компании/стартапа.

    Из названия этого раздела ясно, что здесь должны содержаться основные выводы, сделанные после завершения разработки бизнес-плана.

    Краткая информация о компании/стартапе

    Очевидно, что данный раздел бизнес-плана является обязательным только в том случае, когда его пользователем является не только сама компания/стартап, но и какие-то внешние заинтересованные субъекты (банки, инвесторы и т.д.).

    Если компания/стартап составляет бизнес-план только для собственных нужд, то наличие такого раздела, мягко говоря, является странным :)). Особенно в том случае, если компания проработала уже немало лет.

    Хотя, если речь идет о бизнес-плане уникального проекта развития компании (новое бизнес-направление для уже действующей компании), то наличие данного раздела в бизнес-плане в общем-то оправдано, даже если он составляется исключительно для собственных нужд.

    Обзор и оценка (анализ) рынка

    Это один из самых важных разделов бизнес-плана. В то же время в некоторых случаях он является одновременно и самым сложным, поскольку далеко не всегда получается достать (даже за деньги) достоверную и детальную информацию о рынке.

    Данная информация обязательно должна учитываться при разработке маркетинговой стратегии компании, от которой будет зависеть маркетингово-сбытовая программа (следующий раздел бизнес-плана).

    Понятно, что от качества маркетинговой информации о рынках, на которых работает компания (или только планирует работать, если это стартап), существенно зависит и доходная (продажи) и затратная (затраты на продвижение, рекламу и продажи) части финансово-экономического состояния компании.

    Маркетингово-сбытовая программа

    Безусловно, маркетинг и сбыт являются важнейшими бизнес-процессами любой компании. Конечно же, и другие операционные бизнес-процессы (следующий раздел бизнес-плана) являются важными для компании, но все-таки маркетинг и продажи – это основа любого бизнеса. У каждой компании свой набор операционных бизнес-процессов, но при этом обязательно есть маркетинг и продажи. Если не отладить данные бизнес-процессы, то в остальных, в общем-то, нет особого смысла.

    Таким образом, в данном разделе бизнес-плана должен быть проработан план/бюджет продаж, а также план/бюджет маркетинговых мероприятий, связанных с продвижением и рекламой компании, ее продуктов/услуг, сайта и т.д.

    Кстати, сейчас для многих компаний сайт является инструментом и продвижения, и продаж, поэтому важно проработать все вопросы, связанные с развитием и продвижением сайта. Соответственно, должен быть предусмотрен и бюджет продвижения сайта.

    Операционная программа

    Конечно же, для достижения желаемых результатов компания должна наладить все свои бизнес-процессы, а не только те, которые связаны с маркетингом и продажами. Поэтому в данном разделе бизнес-плана должны быть расписаны программы/бюджеты выполнения всех своих бизнес-процессов.

    Конкретный набор ключевых операционных бизнес-процессов зависит от направлений деятельности, которыми занимается компания (или планирует заняться, если это стартап).

    Спланировав все свои операционные бизнес-процессы и разработав соответствующие программы действий, компания сможет их оцифровать и составить соответствующие операционные бюджеты.

    Инвестиционная программа

    До этого момента речь пока в основном шла только о текущей деятельности компании. Естественно, что помимо текущей, у компании может быть и инвестиционная деятельность, связанная с развитием бизнеса и системы управления.

    По логике вся инвестиционная деятельность, которую предполагается реализовать посредством проектов развития, должна быть проработана еще на стадии стратегического планирования. То есть перед составлением бизнес-плана должен быть разработан стратегический план компании.

    Кстати, система стратегического управления нужна не только для того, чтобы разрабатывать стратегические планы, но и для того, чтобы их реализовывать. Как раз стратегический менеджмент является организационным исполнительным механизмом проектов развития и стратегического плана в целом (подробнее обо всем этом можно прочитать в книге «Стратегическое управление и эффективное развитие бизнеса»). Ведь важно не только научиться правильно планировать, но и добиваться исполнения планов.

    На самом деле инвестиционная программа может состоять из двух частей. Одна часть – это те самые проекты развития, о которых только что шла речь. Вторая часть – это закупка основных средств вне рамок проектов развития. Это может быть, например, плановое обновление основных средств, как в одном из примеров бизнес-планов, описанных во второй части книги. Естественно, такие мероприятия приводят к возникновению инвестиционных затрат, но по своей сути вряд ли такие действия можно считать развитием компании.

    На самом деле вопрос классификации затрат (в частности, разбивка их на текущие и инвестиционные) является очень важным для компании, в том числе, и потому что от учетной политики напрямую зависит итоговое финансово-экономическое состояние компании.

    Например, если в учетной политике изменить классификацию затрат, после чего некоторые из них вместо текущих будут признаваться инвестиционными, то это может привести к увеличению прибыли в БДР и активов в ББЛ (в данном случае внеоборотных). То есть изменив точку зрения можно изменить и финансовую отчетность, хотя, по сути, ничего в хозяйственных операциях компании не изменилось.

    Организационно-функциональная структура

    Очевидно, что для реализации бизнес-плана нужен соответствующий исполнительный механизм. То есть должна быть организационно-функциональная структура, в рамках которой и будут реализовываться все планы, зафиксированные в бизнес-плане компании.

    За весь период реализации бизнес-плана в компании может и не произойти никаких организационных изменений. В таком случае в данном разделе, по сути, будет зафиксировано штатное расписание, в котором определены оклады (то есть постоянная часть бюджета оплаты труда). Переменная часть заработной платы должна рассчитываться на основе схем мотивации (подробнее об этом можно прочитать в книге «Управление персоналом: стратегия, привлечение, обучение, мотивация»).

    Если в ходе реализации бизнес-плана нужно будет произвести и определенные организационно-функциональные изменения, то в таком случае, конечно же, они должны быть описаны в этом разделе бизнес-плана.

    Кстати, для того чтобы все такие организационные изменения были грамотно продуманы и успешно реализованы, в компании необходимо внедрить систему организационного проектирования (подробнее об этой системе можно прочитать в книге «Организационное проектирование. Реструктуризация предприятий и бизнес-процессов»).

    Финансово-экономические планы и бюджеты

    После того как проработаны все рассмотренные выше аспекты, можно переходить к оцифровке бизнес-плана. Это делается с помощью финансово-экономической модели. Используя данную модель, можно составить все бюджеты компании, в том числе, и финансовые, в которых как раз содержится информация о финансово-экономическом состоянии организации в целом. Именно на основе оценки финансовых бюджетов можно сделать итоговые выводы и принять окончательное решение об утверждении бизнес-плана.


    Итак, в данной статье кратко рассмотрен состав бизнес-плана уже действующей компании или стартапа. Как уже выше было отмечено, при составлении бизнес-плана необходимо следить за тем, чтобы все эти важные вопросы были соответствующим образом проработаны.



    Если у Вас возникли какие-то вопросы по данной статьей Вы можете направить их по адресу 5046320@mail.ru. Автор статьи ответит на Ваши вопросы в течение нескольких дней с момента получения.


    Подпишитесь на рассылку новых материалов сайта



  • Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    99 − = 89