ТОЛЬКО ДЛЯ ПОДПИСЧИКОВ САЙТА
Конкурсы и розыгрыши призов
Первый конкурс начнется 21 декабря 2018 г.
Новая статья на сайте
На сайте размещена новая статья Александра Карпова.
Всем подписчикам отправлена ссылка на данную статью.
Статьи > Статьи по теме "Экономика и финансы" > Нужно ли владельцам, руководителям и сотрудникам компании разбираться в основах экономики и финансов

Нужно ли владельцам, руководителям и сотрудникам компании разбираться в основах экономики и финансов

Александр Карпов, директор и ведущий консультант Компании РиК, автор книги "Система владельческого контроля бизнеса"

www.rik-company.ru

Для успешного функционирования компании ее владельцы, руководители и сотрудники должны обладать определенными базовыми знаниями. Одним из разделов таких базовых знаний являются основы экономики и финансов.

Традиционно считается, что в этих вопросах должны разбираться только руководители и специалисты финансово-экономических служб. Кроме того, считается, что только финансово-экономическая служба должна нести ответственность за финансово-экономическое состояние компании.

В этом и заключается одна из самых распространенных ошибок, приводящих к большому количеству проблем. Это могут быть и проблемы, которые на первый взгляд имеют отношение только к финансам.

Например, решение вопроса, связанного с привлечением кредитов (что является особенно актуальным в кризис), часто полностью ложится на плечи финансово-экономической службы. Да, в этом процессе есть ряд функций, которые выполняются именно финансово-экономической службой.

Но само определение размера кредита и того в какой момент времени он нужен не может быть эффективно выполнено локально в финансово-экономической службе. Достаточно часто при более глубоком анализе и изучении ситуации выясняется, что кредит компании либо вообще не нужен, либо нужен, но в меньших объемах, чем ранее предполагалось.

Дело в том, что на финансово-экономическое состояние влияют абсолютно ВСЕ подразделения, а не только финансово-экономическая служба. Например, если отдел снабжения закупит значительно больше сырья и материалов (или товаров в случае с торговой компанией), чем нужно для производства, да еще для этого потребуется 100%-ая предоплата, производственная служба выпустит гораздо больше готовой продукции, чем нужно клиентам, а отдел продаж, в свою очередь, продаст продукцию с большой отсрочкой оплаты, то все это может создать большие проблемы, связанные, в частности, с нехваткой финансовых средств (для этого и могут потребоваться кредитные ресурсы).

Конечно же, за всем этим внимательно должна следить финансово-экономическая служба и для этого у нее должны быть соответствующие полномочия. Но и все остальные подразделения должны понимать, что именно они влияют на финансово-экономическое состояние компании и должны нести за это ответственность. А это значит, что они должны разбираться хотя бы в основах экономики и финансов предприятия, в котором работают.

Кстати, знание основ экономики и финансов необходимо и в момент создания бизнеса с нуля и при развитии уже действующей компании.

Многие начинающие компании развалились не потому, что у них были плохие продукты или услуги. Безусловно, не всегда, но очень часто это происходит из-за безграмотности владельцев и руководителей именно в сфере экономики и финансов.

Да, в период бурного развития экономики такое случается реже, поэтому многие компании позволяют себе не изучать это направление, но в более жестких условиях (например, в кризис) такое отношение может привести к серьезным проблемам.

Есть много компаний, которые успешно пережили стадию создания, но развалились в процессе активного роста. Одна из причин (я не утверждаю, что единственная) – это финансово-экономическая безграмотность владельцев и топ-менеджеров компаний, а также отсутствие реальной ответственности за финансово-экономическое состояние компании.

За время работы консультантом (с 1995 года) я видел очень много компаний. Необходимо отметить, что у нас тотальная финансово-экономическая безграмотность. Очень редко встречаются руководители, которые разбираются хотя бы в основах экономики и финансов.

Эти знания являются обязательными для современного руководителя не важно, в какой сфере работает его компания и какой функциональной областью в этой компании он управляет (вся компания, маркетинг и продажи, производство, снабжение, транспортировка, хранение и т.д.).

Приведу здесь показательный пример. Как-то раз на моем открытом семинаре "Финансы для нефинансистов" был директор одной компании. Ему порекомендовал принять участие в таком семинаре владелец этой компании.

Где-то в середине второго дня семинара этот директор с радостью воскликнул: "Я наконец-то понял, почему капитал находится в пассивах, а не в активах баланса компании!" Ну что ж, как говорится, лучше поздно, чем никогда.

Следует отметить, что многие руководители понимают необходимость в знаниях основ экономики и финансов, но они стесняются того, что пока у них этих знаний нет. На самом деле в этом нет ничего страшного. Отсутствие знаний не является проблемой. А вот нежелание приобретать знания – это уже действительно проблема.

Кстати, для того, чтобы у владельцев, руководителей и других сотрудников не возникало такого чувства неловкости я и провожу для них семинары по такой тематике. Все участники таких семинаров чувствуют себя достаточно комфортно потому, что находятся среди таких же как они сами. Поэтому они не стесняются задавать самые, казалось бы, простые и очевидные вопросы.


Основы экономики и финансов предприятия можно сравнить с таблицей умножений. И в том и в другом случае это просто необходимо знать и все. Как получить эти знания каждый человек может определить для себя сам. Их можно получить из интернета, книг, а также пройдя обучение на семинаре-практикуме. Хотя лучше всего сочетать все возможные варианты.

Примечание: более подробно тема данной статьи рассматривается на семинаре-практикуме "Финансы для нефинансистов", который проводит автор данной статьи - Александр Карпов.


Нужно еще раз обратить внимание на то, что знания основ экономики и финансов особенно актуальны в кризис. Ведь в кризис необходимо "каждую копейку считать", а для этого нужно знать и уметь это делать.

Кстати, такие знания должны быть не только у владельцев и руководителей компании. Они необходимы и остальным сотрудникам. Поэтому если компания в качестве одного из способов получения необходимых знаний будет рассматривать обучение, то в таком случае следует учесть, что семинары по данной тематике проходят не только в открытом, но и в корпоративном формате.

Проведение корпоративного семинара "Финансы для нефинансистов" может быть выгодным, уже начиная с 5-6 участников. Опять-таки в условиях кризиса подобная существенная экономия может оказаться очень даже кстати.



Если у Вас возникли какие-то вопросы по данной статьей Вы можете направить их по адресу 5046320@mail.ru. Автор статьи ответит на Ваши вопросы в течение нескольких дней с момента получения.


Подпишитесь на рассылку новых материалов сайта



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *