Статьи > Статьи по теме "Экономика и финансы" > Основы экономики и финансов. Минимальный объем знаний, необходимый владельцам и руководителям компаний
Александр Карпов, директор и ведущий консультант Компании РиК, президент Ассоциации эффективного бизнеса, основатель бизнес-школы "Первая школа предпринимателей", автор книги "Основы экономики и финансов. Для владельцев бизнеса, руководителей и менеджеров"
rik-company.ru
ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО
Несмотря на то, что сейчас уже практически завершилась эпоха "космических" прибылей, когда на сделках можно было зарабатывать даже не десятки, а сотни процентов, большинство бизнесменов по-прежнему не считают нужным разбираться хотя бы в основах экономики и финансов. При этом причины такого отношения к данной дисциплине могут быть разными.
Для кого-то из владельцев бизнеса и руководителей компаний все, что связано с финансами, экономикой и учетом кажется очень скучным и не заслуживающим внимания.
Некоторых собственников бизнеса вполне устраивает тот финансовый результат, который приносит им их компания. Точнее говоря, не финансовый результат (многие вообще даже и не знают что это такое), а тот объем денежных средств, который они могут забирать из компании. Хотя, на самом деле, результат мог бы быть намного больше, но их устраивает то, что уже есть, и у них нет особого желания что-то улучшать.
Есть такие владельцы и руководители, которые считают, что им не нужно ориентироваться в финансово-экономических вопросов, поскольку у них есть человек (или целая служба), которому поручено этим заниматься.
Наверняка есть еще и другие причины, по которым до сих пор многие владельцы и руководители не опускаются до таких "низких материй" как экономика и финансы компании.
Вообще-то, если задуматься, то такое отношение является, мягко говоря, нелогичным. Чтобы там не говорили и не писали о различных теориях управления компаниями, любой бизнес должен быть машиной по зарабатыванию денег. Причем, эта машина должна быть эффективной.
Для того чтобы этого добиться нужно понимать как она работает, как ее нужно обслуживать и ремонтировать, в случае поломки и, естественно, необходимо понимать как ей нужно управлять. То есть необходимо обладать хотя бы каким-то минимальным объемом знаний.
В противном случае машину можно довести до такого состояния, что ее уже нельзя будет отремонтировать. Или она может выйти из строя, из-за неправильной эксплуатации, а для ее восстановления могут потребоваться очень большие затраты. Всего этого можно избежать, если обладать определенными знаниями и уметь их применять на практике.
Можно привести и другую аналогию. Невозможно добиться успехов в математике, не зная определенных основ. Есть минимум, без которого нельзя двигаться вперед. Уж хотя бы таблицу умножения нужно знать.
В статьях, размещенных в этом разделе, если так можно выразиться, содержится описание той самой финансово-экономической "таблицы умножения", без которой невозможно эффективно управлять компанией и добиваться поставленных целей.
Итак, компания может применять в своей практике большое количество самых новомодных инструментов менеджмента (которым, на самом деле, уже не один десяток лет), быть очень правильной с точки зрения маркетинга, системы качества, подходов к подбору и управлению персоналом и т.д.
Но если вся эта "правильная" компания не умеет зарабатывать деньги, то толку от всех этих инструментов будет мало. Есть немало примеров того как, казалось бы, успешные компании разваливались из-за элементарной финансово-экономической безграмотности ее владельцев и руководителей.
Почему-то считается, что для контроля основных бизнес-процессов (продажи, производство, снабжение и т.д.) в них нужно хорошо разбираться, а в экономике и финансах вовсе не обязательно.
Да, можно нанять профессионалов в области экономики и финансов, делегировать им определенные полномочия, но ими же нужно уметь управлять. К тому же необходимо быть уверенным в том, что они профессионалы. А как это можно сделать, если сам мало что понимаешь в этой теме.
Кроме того, они ведь могут свой профессионализм не в том направлении использовать. Ведь корпоративным воровством могут заниматься не только те сотрудники, которые выполняют основные бизнес-процессы. В этом может участвовать и финансово-экономический блок компании. Более подробно о корпоративном воровстве и о том как с этим бороться можно прочитать в книге "Система владельческого контроля бизнеса".
Даже если считать, что в компании нет и намека на корпоративное воровство, то без определенных знаний в области экономики и финансов невозможно эффективно управлять компанией.
Все-таки одними из основных критериев эффективности компании являются именно финансово-экономические показатели. Поэтому необходимо знать все основные показатели, что они означают, как они формируются, как их можно использовать на практике и т.д.
Следует отметить, что кризисы, которые возникают все чаще и чаще, способствуют тому, что многие владельцы бизнесов и руководители компаний наконец-то стали задумываться о финансово-экономической эффективности деятельности организации.
Можно сказать, что кризисы оказывают благотворное влияние на многие наши компании с точки зрения перспектив их развития. Подробнее об этом можно прочитать в книге "Кризис – афедрон или волшебный пендель. Антикризисная технология повышения эффективности компании".
Получается, что временное ухудшение состояние способствует тому, что наши предприятия наконец-то начинают думать о повышение эффективности своей работы, правда, это происходит не со всеми.
Да, несомненно, есть предприниматели, которые умудряются и сейчас находить очень интересные бизнес-идеи, приносящие очень большой финансовый результат. Поэтому они позволяют себе не вникать в финансово-экономические вопросы.
Но ведь все может измениться, причем не через десять лет, а буквально через полгода, если не раньше. Современный мир очень динамичен, поэтому нужно успевать адаптироваться ко всем его изменениям.
Это значит, что нужно уметь строить и долгосрочные стратегии развития компании, а также внедрять механизмы, позволяющие их реализовывать (подробнее об этом можно прочитать в книге "Стратегическое управление и эффективное развитие бизнеса"). Опять-таки для оценки финансовой реализуемости стратегии нужно разбираться как минимум в основах экономики и финансах.
На самом деле, для обеспечения управляемости компании необходимо внедрить полноценную систему бюджетирования и управленческого учета. Без активного участия владельца и руководителя компании сделать это будет очень сложно, если не сказать невозможно.
Для того чтобы разбираться в бюджетировании (очень подробно о бюджетировании написано в серии книг "100% практического бюджетирования") и управленческом учете (о системе управленческого учета можно узнать, ознакомившись с книгой "Постановка и автоматизация управленческого учета") опять-таки нужно знать финансово-экономическую "таблицу умножения".
ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО
Ближайший семинар по основам экономики и финансов состоится 3-4 апреля 2025 г.
Итак, в статьях, размещенных в этом разделе сайта, рассмотрены именно основы экономики и финансов, которые должны знать владельцы и руководители всех компаний, желающие эффективно работать и успешно развиваться.
Более подробно данная тема рассматривается на семинаре-практикуме "Финансы для нефинансистов", который проводит автор данной статьи - Александр Карпов.
Ниже представлена форма для подписки на новые материалы сайта (статьи и опыт), связанные с постановкой современной системы управления и повышением эффективности компании. То есть в рассылках будет информация только о новых материалах, аналогичных тому, что размещен на данной странице сайта.
Основы экономики и финансов. Минимальный объем знаний, необходимый владельцам и руководителям компаний
rik-company.ru
Для кого-то из владельцев бизнеса и руководителей компаний все, что связано с финансами, экономикой и учетом кажется очень скучным и не заслуживающим внимания.
Некоторых собственников бизнеса вполне устраивает тот финансовый результат, который приносит им их компания. Точнее говоря, не финансовый результат (многие вообще даже и не знают что это такое), а тот объем денежных средств, который они могут забирать из компании. Хотя, на самом деле, результат мог бы быть намного больше, но их устраивает то, что уже есть, и у них нет особого желания что-то улучшать.
Есть такие владельцы и руководители, которые считают, что им не нужно ориентироваться в финансово-экономических вопросов, поскольку у них есть человек (или целая служба), которому поручено этим заниматься.
Наверняка есть еще и другие причины, по которым до сих пор многие владельцы и руководители не опускаются до таких "низких материй" как экономика и финансы компании.
Вообще-то, если задуматься, то такое отношение является, мягко говоря, нелогичным. Чтобы там не говорили и не писали о различных теориях управления компаниями, любой бизнес должен быть машиной по зарабатыванию денег. Причем, эта машина должна быть эффективной.
Для того чтобы этого добиться нужно понимать как она работает, как ее нужно обслуживать и ремонтировать, в случае поломки и, естественно, необходимо понимать как ей нужно управлять. То есть необходимо обладать хотя бы каким-то минимальным объемом знаний.
В противном случае машину можно довести до такого состояния, что ее уже нельзя будет отремонтировать. Или она может выйти из строя, из-за неправильной эксплуатации, а для ее восстановления могут потребоваться очень большие затраты. Всего этого можно избежать, если обладать определенными знаниями и уметь их применять на практике.
Можно привести и другую аналогию. Невозможно добиться успехов в математике, не зная определенных основ. Есть минимум, без которого нельзя двигаться вперед. Уж хотя бы таблицу умножения нужно знать.
В статьях, размещенных в этом разделе, если так можно выразиться, содержится описание той самой финансово-экономической "таблицы умножения", без которой невозможно эффективно управлять компанией и добиваться поставленных целей.
Итак, компания может применять в своей практике большое количество самых новомодных инструментов менеджмента (которым, на самом деле, уже не один десяток лет), быть очень правильной с точки зрения маркетинга, системы качества, подходов к подбору и управлению персоналом и т.д.
Но если вся эта "правильная" компания не умеет зарабатывать деньги, то толку от всех этих инструментов будет мало. Есть немало примеров того как, казалось бы, успешные компании разваливались из-за элементарной финансово-экономической безграмотности ее владельцев и руководителей.
Почему-то считается, что для контроля основных бизнес-процессов (продажи, производство, снабжение и т.д.) в них нужно хорошо разбираться, а в экономике и финансах вовсе не обязательно.
Да, можно нанять профессионалов в области экономики и финансов, делегировать им определенные полномочия, но ими же нужно уметь управлять. К тому же необходимо быть уверенным в том, что они профессионалы. А как это можно сделать, если сам мало что понимаешь в этой теме.
Кроме того, они ведь могут свой профессионализм не в том направлении использовать. Ведь корпоративным воровством могут заниматься не только те сотрудники, которые выполняют основные бизнес-процессы. В этом может участвовать и финансово-экономический блок компании. Более подробно о корпоративном воровстве и о том как с этим бороться можно прочитать в книге "Система владельческого контроля бизнеса".
Даже если считать, что в компании нет и намека на корпоративное воровство, то без определенных знаний в области экономики и финансов невозможно эффективно управлять компанией.
Все-таки одними из основных критериев эффективности компании являются именно финансово-экономические показатели. Поэтому необходимо знать все основные показатели, что они означают, как они формируются, как их можно использовать на практике и т.д.
Следует отметить, что кризисы, которые возникают все чаще и чаще, способствуют тому, что многие владельцы бизнесов и руководители компаний наконец-то стали задумываться о финансово-экономической эффективности деятельности организации.
Можно сказать, что кризисы оказывают благотворное влияние на многие наши компании с точки зрения перспектив их развития. Подробнее об этом можно прочитать в книге "Кризис – афедрон или волшебный пендель. Антикризисная технология повышения эффективности компании".
Получается, что временное ухудшение состояние способствует тому, что наши предприятия наконец-то начинают думать о повышение эффективности своей работы, правда, это происходит не со всеми.
Да, несомненно, есть предприниматели, которые умудряются и сейчас находить очень интересные бизнес-идеи, приносящие очень большой финансовый результат. Поэтому они позволяют себе не вникать в финансово-экономические вопросы.
Но ведь все может измениться, причем не через десять лет, а буквально через полгода, если не раньше. Современный мир очень динамичен, поэтому нужно успевать адаптироваться ко всем его изменениям.
Это значит, что нужно уметь строить и долгосрочные стратегии развития компании, а также внедрять механизмы, позволяющие их реализовывать (подробнее об этом можно прочитать в книге "Стратегическое управление и эффективное развитие бизнеса"). Опять-таки для оценки финансовой реализуемости стратегии нужно разбираться как минимум в основах экономики и финансах.
На самом деле, для обеспечения управляемости компании необходимо внедрить полноценную систему бюджетирования и управленческого учета. Без активного участия владельца и руководителя компании сделать это будет очень сложно, если не сказать невозможно.
Для того чтобы разбираться в бюджетировании (очень подробно о бюджетировании написано в серии книг "100% практического бюджетирования") и управленческом учете (о системе управленческого учета можно узнать, ознакомившись с книгой "Постановка и автоматизация управленческого учета") опять-таки нужно знать финансово-экономическую "таблицу умножения".
Более подробно данная тема рассматривается на семинаре-практикуме "Финансы для нефинансистов", который проводит автор данной статьи - Александр Карпов.
Если у Вас возникли какие-то вопросы по данной статьей Вы можете направить их по адресу 5046320@mail.ru. Автор статьи ответит на Ваши вопросы в течение нескольких дней с момента получения. |
Ниже представлена форма для подписки на новые материалы сайта (статьи и опыт), связанные с постановкой современной системы управления и повышением эффективности компании. То есть в рассылках будет информация только о новых материалах, аналогичных тому, что размещен на данной странице сайта.