Электронные книги и методики
Теперь электронные книги и CD-решения по менеджменту и бизнесу можно оплачивать и получать онлайн (если оплата производится от физлица).
Приобрести электронные книги и методики онлайн
Бесплатная электронная книга
Статьи > Статьи по теме "Организационное проектирование, бизнес-процессы, реструктуризация, регламентация" > Регламентация угледобывающего предприятия "Шахта Киселевская"

Регламентация угледобывающего предприятия "Шахта Киселевская"

Андрей Герасимов, заместитель генерального директора по экономике и финансам ООО "Шахта Киселевская", Кемеровская область

rik-company.ru

Организационный "бардак"

ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО
Во всех компаниях, где мне приходилось работать, уровень регламентации очень низкий. В промышленных предприятиях (шахта, завод по ремонту металлургического оборудования, табачная фабрика, строительные компании) хоть имеют место карты технологических процессов или проекты производства работ (строительных, горных), которые достаточно четко регламентируют основные производственные процессы.

Правда, нигде я не встретил системы внутреннего контроля за соблюдением данных регламентов, по крайней мере, эта система никак не формализована и не регламентирована. Вспомогательные процессы, уже не говоря об управленческих не регламентируются никак, или, в лучшем случае, отдельные, "наболевшие" области регламентируются какими-нибудь приказами директора, а то и просто регламенты "достаются по наследству" от старых времен (до 1991 г.).

Это хорошо, когда они сохраняют старые регламенты, в большей части, с переходом на рыночные отношения предприятия с легкостью отбросили старые регламенты, не разработав новых. В результате процессы в компаниях становятся нестабильными, каждая метла метет по-новому, каждый директор приносит свои порядки, народ пока к ним перестраивается, приходит новый руководитель и задает новые порядки, при этом понимание процессов из смежных служб может никак не соответствовать, а процесс протекает вообще по третьему пути.

Особо хорошо это прослеживается на примере должностных инструкций и положений о службах, отделах. Везде, как правило, есть инструкции на всех работников. Проблема лишь в том, что данные инструкции, как правило, достались им в наследство и не актуализировались уже много лет. В итоге в ходе рыночных преобразований эти инструкции потеряли какую-либо ценность и теперь нужно проделать "колоссальный" труд, чтобы привести их к сегодняшнему дню.

Еще одна проблема, с которой я столкнулся, это несоответствие, нестыковка, всех регламентов, действующих в компании. Директора, руководители, подписывают большое количество приказов, инструкций, и прочих регламентирующих документов, которые исходят от разных отделов, служб, функциональных подразделений предприятия и никто не занимается их анализом на предмет совместимости с другими регламентирующими документами, в итоге – "бардак", лишняя численность, дублирование функций, и т.п.

Регламентация финансово-экономических бизнес-процессов в угледобывающем предприятии "Шахта Киселевская"

Процесс добычи угля регламентирован проектом производства работ. Прочие производственные процессы не регламентированы. Первоочередной задачей мы установили регламент бюджетного планирования и контроля исполнения бюджета. Для этого была разработана концепция бюджетного управления и положения о документообороте, возникающем при совершении хозяйственных операций.

Концепция находится в стадии доработки: я прописал общие положения бюджетного управления и регламент планирования бюджета. Предстоит в ближайшее время положить на бумагу регламент формирования отчетности об исполнении бюджета и применение аналитического аппарата к бюджетным показателям, а также адаптировать бюджетные формы для взаимодействия с собственниками компании.

Часть хозяйственных операций регламентировали в первую очередь: заключение, расторжение и изменений договоров, движение материально-производственных запасов, работ, услуг, расчеты с контрагентами. Таким образом на предприятии утверждены соответствующие Положения в которых прописан порядок работы в данных областях.

При написании регламентов очень важно добиться того, чтобы исполнители понимали что нужно делать в рамках каждого регламента. Для этого мы используем все доступные способы отражения информации: текстовое описание, таблицы, схемы и т.д. Например, при графическом описании регламентов мы используем формат, представленный на рисунке 1, на котором отражен порядок оплаты получаемых счетов.

Рис. 1. Регламент оплаты получаемых счетов ООО "Шахта Киселевская"
Регламент оплаты получаемых счетов ООО Шахта Киселевская

Сейчас я занимаюсь внедрением разработанных регламентов. Параллельно данные процессы переводятся в информационную систему для устранения "человеческого фактора" с адаптацией соответствующих регламентов и прорабатываются регламенты учета персонала и расчетов с работниками, движения основных средств и нематериальных активов с их последующим переводом в систему. Все регламенты ориентированы на 100% поддержку системы бюджетного управления. Следующий шаг – постановка стратегического управления и увязка стратегии, бизнес-плана и бюджетов друг с другом.

Внедрение регламентов

Регламенты – это рамки (границы), которые устанавливаются для исполнителей-участников процессов руководителями. При этом при правильной регламентации усилия каждого работника направлены на достижение целей предприятия.

Как правило, в отсутствие регламентации, каждый исполнитель (или руководитель) выстраивает работу в своих интересах. Часто эти интересы расходятся. К тому же в "мутной воде" просто провоцируются "откаты".

Регламентация – это, прежде всего, повышение прозрачности в компании, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Поэтому во всех предприятиях, где я начинал регламентировать и перестраивать процессы в интересах компании, я встречал сопротивление со стороны служб.

Самый первый ответ всегда – "это не будет работать" или "у нас так никогда не работали, у нас это не пройдет". Поэтому, первое, что необходимо для постановки бюджетного управления, на мой взгляд, это наличие широких полномочий у постановщика системы управления.

В моем случае на всех предприятиях, где я работал и работаю сейчас, я работал от имени собственника, у меня был "зеленый свет" во всех моих требованиях. Я считаю это наличие, является залогом успешного начинания.

Дальше следует кропотливая работа по достижению от людей выполнения своих обязанностей четко в срок. Здесь без терпения и ежедневного контроля не обойтись. В итоге 3-х месяцев внедрения мы добивались от людей исполнения прописанных регламентов работы.

Непосредственно за исполнение регламента я ответственность возлагаю на самих исполнителей, контроль за их исполнением возлагается на руководителей функциональных областей.


Подпишитесь на рассылку новых материалов сайта



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *