Статьи > Статьи по теме "Владельческий контроль" > Как выбирать консультантов для внедрения системы владельческого контроля бизнеса

Как выбирать консультантов для внедрения системы владельческого контроля бизнеса


Александр Карпов, директор и ведущий консультант Компании РиК, президент Ассоциации эффективного бизнеса, основатель бизнес-школы "Первая школа предпринимателей", автор книги "Система владельческого контроля бизнеса"

rik-company.ru

Если было принято решение о привлечении консультантов для внедрения системы владельческого контроля, то нужно очень ответственно подойти к выбору консультантов. В данной статьей будут даны рекомендации как это сделать, чтобы в итоге добиться нужного результата – эффективно работающей системы владельческого контроля бизнеса.

При выборе консультантов компаниям нужно обращать внимание на ряд важных аспектов. Естественно, что в первую очередь – это опыт проведения успешных проектов по постановке системы владельческого контроля. Если консультанты уже провели успешный проект по внедрению системы владельческого контроля в компаниях, занимающихся тем же бизнесом, то это очень хорошо, но не является критичным требованием.

Главное – чтобы был опыт выполнения успешных проектов. Здесь ключевым словом является "успешный" проект. Что же нужно понимать под успешным проектом? Сразу можно сказать, что полной объективности при определении успешности проекта быть не может. Самый лучший способ проверки успешности проекта, к сожалению, редко может быть реализован. А заключается он в следующем. Если при выборе консультантов у вас будет возможность пообщаться с владельцем компании, где был проведен проект по постановке системы владельческого контроля бизнеса, то это лучше всего. При этом если владелец этой компании сможет вам внятно рассказать, как у них работает система владельческого контроля бизнеса, то это практически полное подтверждение того, что проект действительно был успешным. Если же не получится пообщаться с владельцем компании, в которой выполнялся проект по внедрению системы владельческого контроля, то степень объективности в оценке успешности данного проекта снижается.

И еще один важный момент. Даже если вы убедились в том, что у консалтинговой компании действительно есть успешный опыт проведения подобных проектов (даже если он только один, т.к. в реальности таких успешных проектов очень мало), это еще не все. Теперь нужно выяснить, а кто конкретно из консультантов будет делать этот проект для вас. Если выясниться, что консультанты, которые действительно сделали успешный проект, больше в консалтинговой компании, в которую вы решили обратиться, не работают, то это коренным образом меняет дело.

Здесь, кстати, кроется одна очень распространенная ошибка, которую совершают компании при выборе консультантов. Она заключается в том, что придают большое значение бренду, то есть известности компании. Дело в том, что консалтинг – один из самых труднотиражируемых бизнесов. Нужно признать, что в консалтинге зависимость от конкретных людей существенно выше, чем в других бизнесах. Успешность проекта во многом определяется конкретными консультантами, которые его будут выполнять, при этом не так важно, какую конкретно консалтинговую компанию эти консультанты сейчас представляют. Главное – наличие у них опыта выполнения успешных проектов. Причем наличие такого опыта должно быть хотя бы у одного из команды консультантов, которую рассматривают в качестве кандидата на роль исполнителя консалтингового проекта.

Еще один немаловажный аспект, на который тоже нужно обратить внимание. Есть такие консультанты, которые заявляют, что за их плечами десятки или даже сотни (есть и такие!) успешных консалтинговых проектов. Причем их реальный опыт консалтинговой деятельности может ограничиваться всего парой лет работы. Практика показала, что от таких "крутых" консультантов лучше держаться подальше. Не может такого быть, чтобы один консультант за пару лет выполнил десятки или сотни успешных консалтинговых проектов по постановке системы владельческого контроля.

Простейший расчет показывает, что это невозможно. Средний срок выполнения проекта по постановке системы владельческого контроля с участием консультантов составляет около года. Один консультант не может эффективно выполнять более 3-4 проектов одновременно. Отсюда получается, что в лучшем случае один консультант за два года может выполнить 6-8 проектов (причем это очень напряженный режим работы). Но успешных проектов из этих 6-8 может быть гораздо меньше.

Еще раз нужно отметить, что отсутствие у консультантов опыта выполнения именно успешных проектов не обязательно означает, что у них низкая квалификация в вопросах владельческого контроля. Возможно, они являются хорошими специалистами в этой области, но им не хватает менеджерского опыта по проведению подобных проектов.

Вот здесь, кстати, мы выходим на еще одну возможную проблему выполнения проектов с привлечением консультантов. Консультанты должны в себе сочетать две составляющие: содержательную и организационную. При этом при постановке системы владельческого контроля очень важна организационная составляющая. При выполнении проекта по внедрению системы владельческого контроля необходимо вовлечь в работу практически все подразделения, а это требует от консультантов определенных менеджерских навыков. К тому же одной из задач консультантов должно быть обучение сотрудников компании.

В последнее время во многих консалтинговых компаниях стали появляться стены, увешенные всевозможными благодарностями от клиентов. Наличие таких благодарностей однозначно может говорить только об одном – в компании хорошо поставлена маркетинговая функция. Зачастую такие благодарности пишут сами же консультанты, а потом их подписывает представитель Заказчика. Причем некоторые консультанты за подпись и печать на отзывах предоставляют своим клиентам скидки на услуги. Если бы консультанты не проявляли уж очень большой активности в сборе благодарственных отзывов, то их было бы существенно меньше. Очень редки случаи, когда клиент сам без каких-либо намеков пишет благодарственное письмо, причем пишет сам. В подавляющем большинстве случаев все эти письма пишутся самими же консультантами. Поэтому при выборе консультантов не стоит обращать особого внимания на наличие таких отзывов.


Кстати есть еще один достаточно эффективный и сравнительно недорогой способ проверить консультантов перед тем как привлечь их для проекта по внедрению системы владельческого контроля. Это участие в семинарах, которые проводят консультанты. Такое живое общение на семинаре сразу позволит сделать вывод о профессиональном уровне консультанта.

Побывав на таком семинаре, можно увидеть как консультант преподносит материал и что это за материал. Может он просто чужие книжки пересказывает. Приводит ли он конкретные примеры из практики. Как отвечает на ваши вопросы и вопросы других участников семинара. На таких семинарах очень просто отличить практика от теоретика.

Можно конечно просто почитать статьи, написанные консультантами, но это к сожалению ничего не гарантирует. В моей практике было много случаев плагиата, но один из них запомнился надолго. С нашего сайта была полностью скопирована моя статья по стратегическому управлению, но в качестве автора был указана другой человек. Правда когда я увидел на сайте какой консалтинговой компании была размещена моя статья, то сразу стало все понятна. Эта компания даже свою деятельность начала с воровства – они в наглую взяли название очень известной во всем мире консалтинговой компании.


ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО
Итак, при выборе конкретного семинара, который вы (или сотрудники вашей компании) планируете посетить, нужно помнить, что самым важным критерием должен быть лектор, который проводит семинар. Точнее говоря, его практический опыт и опыт проведения семинаров. Наверное, не нужно объяснять, что это две совершенно разные позиции. Сам лектор может обладать глубокими знаниями по теме семинара, но если он не умеет просто и понятно рассказывать, то пользы от семинара будет мало. Ведь вы же едете обучаться, а не приглашаете лектора для выполнения какой-то экспертной работы. И наоборот, есть люди, которые умеют очень хорошо рассказывать, но проблема в том, что они могут не достаточно хорошо разбираться в содержании семинара. Поэтому при выборе лектора нужно обращать внимание и на его практический опыт внедрения системы владельческого контроля бизнеса, и на опыт проведения семинаров.

Кстати, с выбором семинара могут быть проблемы, когда эту работу выполняют сотрудники службы персонала. Они зачастую подходят к этому очень формально. Кроме того, сделать правильный выбор им мешает нехватка знаний в соответствующей предметной области. Персональщики часто чуть ли ни основным критерием считают наличие у компании, занимающейся организацией семинаров, лицензии на обучение. Они не понимают, что данный вид деятельности не требует лицензирования. Лицензию обычно получают для того, чтобы освободиться от НДС. Но, как правило, все эти компании (имеющие лицензию) цену на величину НДС не снижают. То есть клиенты таким компаниям могут платить столько же, хотя чаще всего даже больше.

Ведь простейшая цепочка рассуждений показывает, что наличие лицензии, с неформальной точки зрения, может ничего не значить. Не секрет, что сейчас многие лекторы читают свои семинары от разных компаний. Так вот, если один и тот же лектор проводит семинар от двух компаний. Первая из них десять лет работает на рынке, у нее все стены лицензиями и сертификатами обклеены. Вторая – открылась месяц назад. Лектор – один и тот же, проводит один и тот же семинар. В чем разница для слушателя? С точки зрения содержательной ценности – никакой, а с точки зрения цены – если вы обратитесь в первую компанию, то можете заплатить на несколько десятков процентов больше. Так за что вы платите? За обучение или за бумажку под названием "лицензия"?

Поэтому, если вы будете привлекать службу персонала для выбора семинара, то обязательно сообщите им основные критерии, по которым нужно сделать выбор. Помните, что если критерии определите не вы, то персональщики их сами определят, и не будет никакой гарантии, что вы посетите действительно полезный семинар. Кстати, будет неплохо, если они вам предложат на выбор несколько семинаров, чтобы окончательное решение вы принимали самостоятельно.

Еще одним критерием, который можно использовать при выборе конкретного семинара, является то, как проходит семинар и какие дополнительные возможности предоставляются участникам семинара. В частности, например, на наших семинарах, помимо рассказа о технологиях владельческого контроля и примеров реализации этой системы в других компаниях, участники семинара сразу же пытаются применить полученные знания к своей компании. Конкретно это выражается в том, что участники в ходе семинара готовятся к проекту по постановке/реструктуризации системы владельческого контроля, формируя проекты определенных документов. Очевидно, что за несколько дней, в течение которых проходит семинар, невозможно качественно подготовить такие документы. Поэтому все участники семинара имеют возможность в течение месяца бесплатно консультироваться по доработке данных документов. То есть семинар такого типа имеет ярко выраженную практическую направленность.

На страничке с расписанием семинаров Вы можете подобрать для себя наиболее подходящие даты проведения семинара-практикума по постановке системы владельческого контроля.


Если у Вас возникли какие-то вопросы по данной статьей Вы можете направить их по адресу 5046320@mail.ru. Автор статьи ответит на Ваши вопросы в течение нескольких дней с момента получения.

Ниже представлена форма для подписки на новые материалы сайта (статьи и опыт), связанные с постановкой современной системы управления и повышением эффективности компании. То есть в рассылках будет информация только о новых материалах, аналогичных тому, что размещен на данной странице сайта.

Узнать для чего нужно становиться подписчиком данного сайта


Подпишитесь на рассылку новых материалов сайта



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ 38 = 48