Новые, интересные и бесплатные материалы сайта
ТОЛЬКО ДЛЯ ПОДПИСЧИКОВ САЙТА
Конкурсы и розыгрыши призов
Первый конкурс начнется 21 декабря 2018 г.

Статьи > Статьи по теме "Владельческий контроль" > Система владельческого контроля в издательстве "Москва"

Система владельческого контроля в издательстве "Москва"


Татьяна Жданкова, генеральный директор издательства "Москва", соавтор книги "Издательство "Москва": максимум эффективности" (серия книг "Эффективная бизнес-машина")

www.rik-company.ru

Владельческий контроль необходим для каждой компании. Наше издательство в этом смысле не исключение. Владельцы издательства хотят надежно и эффективно защитить свой бизнес.

Есть общие принципы построения, а также структура полноценной системы владельческого контроля. Безусловно, при построении такой системы в каждой конкретной компании должна учитываться специфика отрасли, а также особенности самой компании.

Система владельческого контроля невозможна без эффективной системы управления, поэтому мы еще на стадии создания бизнеса сразу же стали уделять данному вопросу больше внимание. Именно система управления обеспечивает контроль эффективности работы компании.

Кроме того необходимо обеспечить контроль бизнеса на все уровнях: и на стратегическом, и на операционном.

Стратегический уровень системы владельческого контроля подразумевает: контроль потери бизнеса, контроль стратегических активов, а также контроль новых бизнес-направлений (если они могут возникать).

Операционный уровень системы владельческого контроля связан с объектами нижнего уровня: бизнес-процессы, проекты и организационно-функциональная структура. Здесь необходимо наладить четкий контроль используемых ресурсов, выполняемых работ, создаваемых продуктов, оплаты поставщикам и поступлений от клиентов. То есть необходимо проработать и экономический и финансовый аспекты финансово-хозяйственной деятельности компании.

Что касается стратегического уровня системы владельческого контроля, и в частности такой угрозы как потеря бизнеса, то если исключить ту опасность, которую вряд ли может избежать большинство компаний, работающих в нашей стране (имеется в виду наше государство), то по большому счету какой-то серьезной угрозы потери бизнеса для нашего издательства нет.

Хотя возможно это и не так. Может быть, нет прямой угрозы потери бизнеса, но есть косвенная. Речь идет о том, что при создании издательства в основу стратегии мы заложили несколько интересных бизнес-идей, которые дают нам конкурентные преимущества. Поэтому если эти идеи попадут конкурентам и они ими воспользуются, то это косвенно может повлиять на наш бизнес. На всякий случай не буду здесь сообщать подробности :)).

В общем, мы все-таки решили защитить эти бизнес-идеи, поэтому нам пришлось продумать определенный механизм защиты. В частности, пришлось ограничить доступ персонала к некоторой информации. Это, безусловно, отразилось и на организационно-функциональной структуре, в том числе на распределении функций между сотрудниками.

Казалось бы, что тут еще можно придумать в издательском бизнесе? Ну какое know-how здесь может быть? Не буду утверждать, что мы изобрели какой-то принципиально новый подход для создания и развития издательства, тем не менее, у нас есть ряд секретов, которые мы, несомненно, не будем раскрывать. В том числе и благодаря им нам удается работать с очень большой эффективностью.

Об этих секретах, естественно, почти никто из сотрудников не знает. Это действительно стратегически важная информация, связанная с самой бизнес-идеей, положенной в основу нашего издательства.

Продолжая вести речь о стратегическом уровне системы владельческого контроля, нужно отметить важность контроля стратегических активов. Пожалуй, в нашем случае единственным стратегическим активом, который нужно тщательно охранять, являются наши авторы.

Для многих компаний таким стратегическим активом являются и клиенты, но в силу специфики нашего бизнеса (по крайней мере, на данной стадии развития) это не так актуально как для других компаний. У нас нет большой клиентской базы, которую могут украсть (например, сотрудники, работающие в издательстве, решившие открыть собственный бизнес).

А вот потеря авторов и их материалов может напрямую сказаться на ухудшении финансово-экономического состояния издательства и/или его репутации. Возможно, мы чересчур раздуваем эту потенциальную угрозу, но на всякий случай решили перестраховаться.

Речь идет о том, что при желании нерадивые сотрудники издательства могут, так сказать, "сливать" новых авторов и их материалы другим издательствам или даже параллельно создать свое, обеспечивая его перспективными авторами и их книгами.

Ведь не каждый контакт с автором заканчивается подписанием авторского договора и изданием книги. Менеджеры, взаимодействующие с авторами, при необходимости в большинстве случае смогут объяснить, почему прервались контакты с авторами (причины они всегда найдут). При этом истинные причины до руководства могут и не дойти.

Ладно еще, если материалы, полученные от авторов таким способом, будут изданы без нарушения авторских прав . Ведь они могут использоваться и без ведома авторов. Книги авторов могут быть изданы без заключения договоров с авторами. Понятно, что если это потом всплывет, то авторы будут предъявлять претензии и нашему издательству, поскольку свои материалы они направляли нам. Это удар по репутации издательства.

Очевидно, что потеря перспективных авторов и их книг – это прямая потеря для издательства. Я не утверждаю, что мы на 100% исключили такую возможность, поскольку, наверное, нельзя создать систему владельческого контроля, которая бы на 100% ограждала от всех подобных ситуаций.

Но тем не менее нам удалось организовать работу так, что если такие ситуации и будут возникать, то скорее всего их доля будет ничтожно мала.

Для обеспечения контроля в этом отношении нами были приняты определенные меры. Предотвращению появлению таких ситуаций способствует, в том числе и режим общения менеджеров с авторами. Все контакты менеджеров с авторами осуществляются только по электронной почте. Это связано не только с системой владельческого контроля, но и с оптимизацией бизнес-процессов издательства.

Мы сделали так, что менеджеры могут общаться с авторами, только посредством корпоративной почты. Свои личные почтовые ящики они использовать не могут. Поэтому при необходимости всегда можно проверить всю переписку менеджеров с авторами.

В отношении оперативного уровня системы владельческого контроля можно сказать, что в нашем случае каких-то особых проблем нет. Опять-таки это в основном связано с особенностями издательской деятельности.

Если рассмотреть экономический аспект операционного уровня системы владельческого контроля, то теоретически основная проблема может быть связана с завышением закупочных цен. В нашем случае – это стоимость услуг типографий.

Может быть, эта проблема и могла быть актуальной десятки лет назад, но сейчас в этом плане никаких сложностей нет. Во-первых, и с нашей стороны вряд ли такое можно провернуть, а во-вторых, и со стороны типографий, с которыми мы сотрудничаем, тоже. Поэтому потенциальная угроза завышения закупочных цен для нас не очень актуальна. Если в будущем по каким-то причинам мы будем сотрудничать с очень большим количеством типографий, то теоретически такая проблема может возникнуть, но сейчас серьезной угрозы в этом плане для нас нет.

Гораздо большую опасность представляет проблема с объемами, а не с ценами. Речь идет о затоваривании склада. Но данная проблема не относится к системе владельческого контроля. Это скорее маркетинговая и управленческая проблема.

Чтобы не замораживать деньги в товарных запасах (в нашем случае в книгах) нужно учиться более точно прогнозировать спрос, хотя это, мягко говоря, нелегко сделать. Для решения данной задачи мы стараемся по максиму привлекать наших торговых партнеров, чтобы вместе составить прогноз.

По крайней мере, никто из сотрудников издательства не заинтересован (не замотивирован) в затоваривании склада, поэтому умышленно никто не будет завышать объемы закупок (то есть объемы производства книг). К тому же у нас регламентирован объем производства, по крайней мере, первого тиража каждой новой книги.

Чисто теоретически может возникнуть угроза кражи товара (книг) на складе, но поскольку книги, так сказать, не такой уж ликвидный товар, поэтому вряд ли сотрудники склада будут этим заниматься. Но все же мы предусмотрели некоторые меры контроля и в этом отношении. В частности, проводим инвентаризацию на складе с принятием соответствующих мер при выявлении недостачи (хотя такие ситуации возникают нечасто).

Что касается финансового аспекта операционного уровня системы владельческого контроля, то в нашем случае вообще никаких проблем нет. Во-первых, условия работы с торговыми партнерами и с типографиями четко прописаны в договорах. Во-вторых, у нас их очень мало (и тех, и других).

Поэтому вряд ли возможно такое, что кто-то из менеджеров издательства в своих корыстных целях убедит руководство подписать договор на невыгодных с финансовой точки зрения условиях сотрудничества. Эти события (подписания договора с новым партнером) по понятным причинам происходят очень редко, поэтому руководство всегда найдет время, чтобы внимательно изучить все условия сотрудничества.

Таким образом, в нашем случае основные проблемы могут возникнуть именно на стратегическом уровне системы владельческого контроля, а не на операционном. Чтобы этих проблемы не возникало, мы предприняли необходимые меры, описанные выше.

Разрабатывать и внедрять систему владельческого контроля нам также помогал Александр Карпов. Убедившись на практике в работоспособности данной системы, мы решили издать книгу "Система владельческого контроля бизнеса". Кстати, рекомендую эту книгу всем собственникам, кто хочет обезопасить свой бизнес и на стратегическом, и на операционном уровне.



Если у Вас возникли какие-то вопросы по данной статьей Вы можете направить их по адресу 5046320@mail.ru. Автор статьи ответит на Ваши вопросы в течение нескольких дней с момента получения.


Подпишитесь на рассылку новых материалов сайта



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *