Статьи > Статьи по теме "Организационное проектирование, бизнес-процессы, реструктуризация, регламентация" > Оптимизация бизнес-процессов издательства "Москва"

Оптимизация бизнес-процессов издательства "Москва"

Татьяна Жданкова, генеральный директор издательства "Москва", вице-президент Ассоциации эффективного бизнеса, соавтор книги "Издательство "Москва": максимум эффективности" (серия книг "Эффективная бизнес-машина")

rik-company.ru

Создание и развитие издательства "Москва" началось в кризис. Возможно, кто-то подумает, что нам очень не повезло, поскольку запускать бизнес в кризис весьма проблематично. Честно говоря, я и сама раньше так думала, но теперь моя точка зрения изменилась.

На самом деле решение о создание бизнеса в кризис было осознанным и продуманным. Это позволило нам с самого начала держать себя в тонусе. И если мы смогли создать бизнес в кризис, то с большой вероятностью мы сможем преодолевать и новые кризисы, которых видимо в будущем будет еще немало.

Когда бизнес создается на подъеме экономики, то в большинстве случаев он сразу, так сказать, начинает "обрастать жирком". Все это сказывается на эффективности бизнес-процессов и как следствие на финансово-экономическом состоянии компании. Многие из таких компаний разваливаются даже при наступлении незначительного кризиса.

Мы же сразу стали думать об эффективности деятельности нашего издательства, поэтому все бизнес-процессы проектировали, ориентируясь на максимизацию эффективности. Наше издательство и сейчас развивается, придерживаясь стратегии тотальной оптимизации бизнес-процессов.

Как известно проектирование бизнес-процессов и разработка организационной структуры должны осуществляться на основе стратегии компании. Подробнее о разработке стратегии и постановке системы управления в нашей организации можно прочитать на странице "Опыт постановки эффективной системы управления в издательстве "Москва".

Основные положения стратегии издательства "Москва", которые непосредственно учитываются при оптимизации бизнес-процессов:
  • максимизация эффективности бизнес-процессов;
  • оптимизация затрат.

    Для реализации такой стратегии мы придерживаемся следующих правил:
  • стандартизация выполнения основных бизнес-процессов;
  • передача функций на аутсорсинг, если нет веских причин для их самостоятельного выполнения;
  • развитие стратегических каналов продвижения, обеспечивающих высокую эффективность в перспективе.

    Стандартизация выполнения основных бизнес-процессов

    Очевидно, что продажи – это один из важнейших бизнес-процессов для нашего издательства. Согласно долгосрочной стратегии нашей компании мы будем развивать несколько каналов продаж, но пока основным являются оптовые продажи через книготорговые организации.

    К сожалению, здесь практически нет поля для маневров и оптимизации бизнес-процессов. Это связано с особенностью сбытовой системы книжного рынка России. Если кратко, то здесь правят балом крупные книготорговые организации и магазины. По сути, нам остается просто принимать их условия работы. С ними мы принимаем и все риски.

    Очевидно, что для диверсификации рисков нам нужно будет развивать и другие каналы продаж. В частности, в будущем мы, скорее всего, создадим свой интернет-магазин, с помощью которого будем реализовывать все наши книги конечным покупателям.

    Еще одним очень важным для нашего издательства бизнес-процессом является работа с авторами. Это очень трудоемкий и затратный по времени процесс. Поэтому мы сразу решили его по максимуму стандартизировать.

    Таким образом, мы разработали определенные стандарты работы с авторами, которые позволяют максимизировать эффективность работы с ними. Прежде всего, мы определили базовые и технические условия сотрудничества, которые распространяются на всех авторов и на все модели сотрудничества. После того как к нам обращается автор, мы сначала просим его ознакомиться с этими условиями.

    Если он с ними согласен, то мы продолжаем контакты, если нет, то сразу же их прекращаем. Я не утверждаю, что эти условия работы с авторами являются идеальными для всех, но по крайней мере они являются вполне приемлемыми и кроме того позволяют экономить много времени.

    Честно говоря, мы не сразу смогли сформулировать все эти условия, поэтом были случаи, когда мы тратили очень большое время на общение с авторами, но в итоге это не приводило к запуску издательских проектов.

    Поэтому мы и решили, что лучше сразу отсекать тех, с кем мы в принципе работать не будем. Да, вполне возможно такой начальный фильтр приводит к тому, что мы теряем некоторых потенциально перспективных авторов.

    Но мы уже на практике убедились в том, что эти потери не идут ни в какое сравнение с потерей времени на общение с большим количеством авторов, с которыми потом не удается прийти к компромиссу и начать издательский проект.

    Такой экономии времени удалось добиться за счет максимальной стандартизации общения с авторами и полного отказа от устного обсуждения издательского проекта.

    То есть одним из наших обязательных требований является то, что все условия сотрудничества мы обсуждаем только по электронной почте. Во-первых, как уже было отмечено, это существенно экономит время, а во-вторых, ограждает от возможных проблем в будущем (когда все зафиксировано, в любой момент можно поднять эту переписку и узнать все, что мы обсуждали и до чего договаривались).

    Среди авторов есть немало любителей пообщаться. Мы не очень понимаем зачем это нужно. У других издательств наверное есть специальные сотрудники для общения с авторами. Они, естественно, получают за это заработную плату, что в конечном итоге влияет на стоимость книг выпускаемых издательством.

    Даже если в издательстве и нет таких сотрудников, то это значит, что все равно кому-то приходится тратить на это время. Как известно, на болтовню (особенно бестолковую) его уходит много. Ведь на практике действует железное правило: на менее содержательную беседу уходит больше всего времени.

    Мы же пошли по пути повышения эффективности деятельности, в том числе за счет оптимизации бизнес-процессов и затрат издательства. У нас отлаженные бизнес-процессы, нет лишних людей и ненужных бестолковых процессов, которые приводят только росту затрат и снижению эффективности.

    Правда, многие авторы склонны считать, что личный контакт всегда эффективнее общения по электронной почте. Здесь, конечно, нужно четко определить критерий эффективности. Вполне возможно, что у нас и у таких авторов эти критерии принципиально отличаются.

    Мы на практике убедились в том, что личный контакт – это абсолютно бестолковая трата времени. Авторы приезжают к нам в офис только когда забирают свои авторские экземпляры или приобретают дополнительные для личных целей. Никаких проблем при обсуждении условий сотрудничества по электронной почте не возникает.

    Некоторые из авторов, правда, настаивают на личном контакте еще и потому, что, как они считают, таким образом они якобы смогут оценить нас как издательство и понять можно ли иметь с нами дело или нет (может мы какие-то мошенники).

    К нам уже не раз обращались авторы, которые ранее "имели дело" с крутыми издательствами, у которых офис в центре Москвы находится. Их приглашали к себе в офис, где куча секретарш и других "незаменимых" и очень "полезных" сотрудников. С ними мило беседовали часа по три, причем не один раз, а потом ... успешно кидали, после того как они платили деньги за издание своей книги.

    Причем когда эти авторы сообщали нам параметры книг и суммы, которые они платили за их издание, то становилось ясно, что их, мягко говоря, очень сильно обманывали. Даже если бы их не кидали, а действительно издавали книги, то такие авторы переплачивали бы в разы.

    Мы же предлагаем помимо бесплатного издания совместное участие в финансировании издательского проекта, когда автор платит не более 40% от затрат на выпуск книги.

    В общем, у нас всех этих "фантиков" с приемами в офисе нет. Мы делом занимаемся, а не пустой и ненужной болтовней.

    Если авторам не жалко своего времени, то мы его очень ценим и непонятно для чего тратить не будем. Если у авторов есть конкретные вопросы, то они могут задавать их нам по электронной почте. На все вопросы мы даем подробные ответы.

    Вообще, нужно отметить, что общение с так называемыми творческими личностями дело не очень простое. Иногда попадаются такие "экземпляры", что мы удивляемся откуда они берутся.

    Кстати, это еще одна причина, по которой мы предпочитаем общение с авторами по электронной почте и на сайте в разделе "Контакты" разместили только e-mail, не указывая номер телефона и адрес офиса.

    Вот, например, что нам один такой деятель написал по электронной почте: "Вы аферисты и вас скоро всех повяжут. Ходите и оглядывайтесь. Заявление на вас уже написано".

    Это он сделал после того как мы отказались с ним сотрудничать из-за его предыдущего, мягко говоря, странного поведения. Причем поначалу все шло совершенно нормально, как и в случае со всеми остальными авторами. То есть он подтвердил, что его устраивают все условия нашего сотрудничества, в том числе и то, что мы общаемся только по электронной почте. Потом он вдруг стал предлагать (или даже можно сказать требовать) встречаться для обсуждения условий сотрудничества. Мы вернулись к самому началу, напомнив, что мы так не работаем.

    Мы обоснованно и аргументировано объясняем свою позицию о том, как и почему мы работаем с авторами. Мы ведь никого не заставляем работать по нашей схеме. Хочешь – работай, не хочешь – вокруг полно других издательств.

    Остается только догадываться, что бы было, если бы мы сообщили номер телефона и тем более адрес нашего офиса такому вот неадекватному товарищу. Этим людям делать-то особо нечего. Они могут часами, а то и днями названивать или даже приходить в офис и мешать работать.

    Есть и менее клинические случаи, но их тоже хватает. Например, как-то раз один из авторов все-таки уговорил нас дать ему номер телефона. К чему это привело? Он регулярно названивает нам и просит работать на таких условиях, на которых мы не работаем. Ему бесполезно что-либо объяснять. Он вообще не воспринимает информацию. Пришлось заблокировать его номер, но мы видим, что он с завидным упорством продолжает звонить.

    Итак, бизнес-процесс общения с авторами мы оптимизировали за счет максимально возможной стандартизации и полного отказа от "живого" общения при согласовании всех условий сотрудничества.

    Передача функций на аутсорсинг

    Для оптимизации других бизнес-процессов и затрат, возникающих при их реализации, мы решили большую часть функций, связанных с выполнением издательского проекта, отдать на аутсорсинг.

    Это позволило нам воспользоваться одним из принципов повышения эффективности затрат – как можно больше затрат делать переменными, а не постоянными (точнее говоря, условно-постоянными).

    С сотрудниками, работающими в штате компании, достаточно проблематично договорится о том, чтобы их заработная плата была на 100% переменной, то есть зависящей только от результата. Все равно придется выплачивать какой-то гарантированный оклад.

    Если же передать данную функцию на аутсорсинг, то такой проблемы не возникает. В этом случае можно платить только за результат, а не за то, что человек штаны в офисе протирает.

    Кроме того, чем меньше штат компании, тем проще вести бухгалтерский учет, к тому же не возникает налогов, привязанных к ФОТ (фонд оплаты труда). Также нужно отметить и то, что при этом затраты на офис будут меньше.

    Кстати, склад для хранения книг мы арендуем в дальнем подмосковье так как там стоимость аренды дешевле. Поскольку у нас пока нет интернет-магазина, то нет необходимости снимать склад в Москве. Поставки нашим торговым партнерам производятся не так часто (они берут редко, но по многу), поэтому большая удаленность склада не создает каких-то значительных проблем.

    Таким образом, мы стараемся любыми способами повышать эффективность затрат, но при этом не снижать качество работы. Чем выше затраты, тем больше будет цена на книги для конечных покупателей. Поэтому мы стараемся оптимизировать все затраты, которые только можно.

    Развитие стратегических каналов продвижения

    Одним из основных стратегических каналов продвижения нашего издательства является корпоративный сайт. Для продвижения сайта мы придерживаемся стратегии, которая дает максимальную эффективность в перспективе. Мы не гонимся за сиюминутным результатом, за который приходится дорого платить, используя традиционные схемы продвижения сайта. Причем эти затраты, так сказать, не капитализируются. Стоит прекратить их финансирование как сразу же резко падает трафик.

    Подробнее о нашем опыте продвижения сайта можно узнать в моих статьях:
  • "Создание и продвижение сайта издательства "Москва";
  • "Опыт создания и продвижения сайта books-moscow.ru (издательство)";
  • "Уникальный контент – самый эффективный способ продвижения сайта в долгосрочной перспективе";
  • "Основные источники нового уникального контента для сайта издательства "Москва";
  • "Продвижение и реклама сайта с помощью книг";
  • "Ссылки – один из самых эффективных способов продвижения сайта";
  • "Как получить тИЦ".


    Итак, поскольку наше издательство создавалось в кризис, мы сразу же стали ориентироваться на стратегию оптимизации бизнес-процессов и затрат. Это позволило нам не только выжить, но и продолжать успешно развиваться дальше.

    При этом важно отметить, что по мере роста нашего бизнеса эффективность и качество работы у нас не снижается, что зачастую происходит при хаотичном росте многих компаний.


    Если у Вас возникли какие-то вопросы по данной статьей Вы можете направить их по адресу 5046320@mail.ru. Автор статьи ответит на Ваши вопросы в течение нескольких дней с момента получения.

    Ниже представлена форма для подписки на новые материалы сайта (статьи и опыт), связанные с постановкой современной системы управления и повышением эффективности компании. То есть в рассылках будет информация только о новых материалах, аналогичных тому, что размещен на данной странице сайта.

    Узнать для чего нужно становиться подписчиком данного сайта


    Подпишитесь на рассылку новых материалов сайта



  • Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    + 28 = 32