Статьи > Статьи по теме "Антикризисный менеджмент и повышение эффективности работы компании" > Кому не страшен кризис

Кому не страшен кризис

Александр Карпов, директор и ведущий консультант Компании РиК, президент Ассоциации эффективного бизнеса, автор книги "Кризис – афедрон или волшебный пендель. Антикризисная технология повышения эффективности компании"

rik-company.ru

По моему мнению, есть три основные категории компаний, которым кризис не страшен совсем или в гораздо большей степени, чем другим.

К первым бесстрашным (я бы даже сказал бессмертным) можно отнести государственные компании и крупные частные организации, принадлежащие олигархам.

У меня вообще возникает такое ощущение, что если бы представители госкомпаний, а также и чиновники всех мастей не получали информацию из СМИ, то они бы и не знали о том, что в стране кризис, т.к. на них он вообще никак не сказывается. У них всегда все хорошо.

Как-то раз, общаясь с одним чиновником, кажется в 2010 году, я упомянул о кризисе. Он меня сразу поправил, сказав, что кризис уже закончился, т.к. он сам об этом слышал (президент по телевизору объявил).

Мне сразу же такая картина представилась. Сидит этот товарищ перед телевизором и слышит о том, что начался кризис (президент официально объявил). И вот он чтобы быть в курсе делает себе где-то пометку – начался кризис. А потом через какое-то время после официального объявления о завершении кризиса делает новую пометку – кризис закончился.

Что касается крупнейших частных компаний, то как показывает практика они тоже почти что непотопляемые. Даже если в результате своего "гениального" управления владельцы доводят свои компании до грани банкротства, то почему-то государство им помогает. Странно, почему же государство, например, компаниям малого бизнеса в кризис не помогает?

Хотя о чем это я? Олигархам, наверное, живется гораздо сложнее. Ведь в кризис им может не хватать денег на новую яхту, виллу, остров и т.д. Ну как же тут государству не помочь хорошим-то людям.

Ко второй категории компаний, хорошо переживающих кризис можно отнести, так сказать, конъюнктурщиков. Это компании, которые получают прямую выгоду от кризиса.

Например, если в результате кризиса резко дешевеет национальная валюта, то очень хорошо себя чувствуют экспортеры, а также производители и продавцы отечественных товаров, если они производятся из отечественного сырья (или доля импортного составляет незначительную часть).

Кстати, получается, крупные госкомпании, работающие на экспорт, одновременно в две категории попадают. Они вдвойне защищены от кризиса.

Правда возникает вопрос, как используют такое преимущество на время кризиса эти компании. Казалось бы госкомпании при такой очень благоприятной для них обстановке могли бы наконец-то подумать и о народе. Но почему-то этого не происходит. Например, цены на бензин, мягко говоря, не снижаются.

Отечественные производители и их дистрибьюторы, работающие на отечественном же рынке, такую благоприятную ситуацию используют очень даже прямолинейно, не задумываясь о будущем. Они, пользуясь сложившейся рыночной конъюнктурой, просто повышают цены, особо не заботясь об улучшении качества и повышении эффективности своей работы. А зачем, они и с таким качеством, и с такой производительностью труда могут позволить себе установить цены, обеспечивающими им большую прибыль. Ведь импортные товары становятся не конкурентно способными.

Правда, потом, когда кризис заканчивается, и они уже не могут выдерживать в конкурентной борьбе с импортными компаниями, начинают плакаться по поводу того, что государство не поддерживает отечественного производителя. Возникает вопрос: а кто вам мешал работать над качеством продукции и повышением эффективности своих бизнес-процессов особенно при таких-то хороших финансово-экономических показателях, которые у вас были в кризис?

В начале осени 2014 года покупал себе новую машину. Случайно обратил внимание на любопытный факт. Я помню, что еще лет пять назад самые дешевые иномарки с "автоматом" по цене не сильно отличались от самых "премиальных" моделей отечественного автопрома.

Я это точно запомнил потому, что когда мой знакомый покупал себе свой первый автомобиль он взял одну из самых дешевых иномарок, чтобы не так жалко было разбить, если вдруг в кого-то или во что-то въедет. Цена этой машины была чуть выше, чем стоимость самых дорогих авто российского производства.

Так вот, когда я выбирал себе машину осенью 2014 года, то подметил, что теперь таких моделей больше нет в продаже (речь, естественно, идет о новых автомобилях). Наверное, в этом проявляется забота государства – административными методами убрать прямых конкурентов, чтобы наши предприятия "работали над повышением качества и эффективности своих бизнес-процессов".

Наконец, к третьей группе компаний, успешно преодолевающей кризис, можно отнести тех, кто добивается этого полностью самостоятельно, а не благодаря поддержке государства или удачной рыночной конъюнктуре, которая сформировалась во время кризиса.

Такие компании понимают, что рассчитывать они могут только сами на себя. Поэтому они определяют для себя четкую стратегию и стараются ее придерживаться. Естественно они очень гибко реагируют на все существенные изменения во внешней среде. При этом они понимают, что результаты их работы очень сильно зависят и от того насколько эффективно организованы бизнес-процессы и проекты самой компании, а не только от внешней рыночной конъюнктуры.

Подобные компании постоянно (а не от случая к случаю) работают над совершенствованием и улучшением качества своих продуктов и услуг, повышением эффективности своей операционной и стратегической деятельности, четко следуя разработанному стратегическому плану.

ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО
Ближайший семинар по антикризисной стратегии состоится 24-25 апреля 2025 г.
Да, это требует значительных усилий и требует постоянно держать себя в тонусе, но зато и в кризисные времена компания будет чувствовать себя уверенно.

Примечание: более подробно тема данной статьи рассматривается на семинаре-практикуме "Разработка антикризисной стратегии и мер по повышению эффективности компании", который проводит автор данной статьи - Александр Карпов.

Конечно, на практике всякое может произойти. Можно точно следовать всем тем рекомендациям, которые даются в статьях, размещенных на этом сайте, но при этом в очередной кризис потерпеть неудачу. В нашей стране никто (кроме первой категории компаний) не застрахован от такого сценария развития событий. Но, тем не менее, вероятность такого негативного варианта существенно уменьшается у тех компаний, которые будут придерживаться той стратегии, которая пока очень кратко обозначена в данной статье.


Итак, можно конечно надеяться на то, что вы когда-нибудь попадете в первую категорию или в следующий кризис хотя бы во вторую, но мне кажется, что лучше делать все для того, чтобы обязательно попасть в третью.

Это в большей степени зависит от вас, а не от каких-то внешних благоприятных факторов и возможностей. В статьях, размещенных на этом сайте, как раз и рассказывается о том, что и как нужно сделать, чтобы попасть в эту третью группу компаний, и следующий кризис встретить во всеоружии, даже если он наступит внезапно.


Если у Вас возникли какие-то вопросы по данной статьей Вы можете направить их по адресу 5046320@mail.ru. Автор статьи ответит на Ваши вопросы в течение нескольких дней с момента получения.

Ниже представлена форма для подписки на новые материалы сайта (статьи и опыт), связанные с постановкой современной системы управления и повышением эффективности компании. То есть в рассылках будет информация только о новых материалах, аналогичных тому, что размещен на данной странице сайта.

Узнать для чего нужно становиться подписчиком данного сайта


Подпишитесь на рассылку новых материалов сайта



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 5 = 1