Электронные книги и методики
Теперь электронные книги и CD-решения по менеджменту и бизнесу можно оплачивать и получать онлайн (если оплата производится от физлица).
Приобрести электронные книги и методики онлайн
Впервые в книге описаны такие методики и технологии управленческого учета, которые пока еще не были представлены ни в одной другой книге по данной тематике.
Заказать книгу
Блог > Блог по теме "Стратегическое управление и эффективное развитие бизнеса" > Нужно ли разрабатывать стратегический план для группы компаний в целом

Нужно ли разрабатывать стратегический план для группы компаний в целом

Автор блога: Александр Карпов, директор и ведущий консультант Компании РиК, автор книги "Стратегическое управление и эффективное развитие бизнеса"

www.rik-company.ru

Как-то раз, выполняя проект по постановке системы владельческого контроля в группе компаний, директор по развитию этого холдинга задал один интересный вопрос.

Он курировал данный проект со стороны Заказчика. Когда мы с ним согласовывали план выполнения этапа, связанного с разработкой стратегии, то он поднял вопрос о необходимости разработки отдельного стратегического плана для группы в целом. Ведь у каждого предприятия будет свой стратегический план. Зачем еще нужен стратегический план холдинга?

Мне кажется, что все-таки должен быть отдельный стратегический план для группы в целом. Согласен с тем, что, например, распределение полномочий между управляющей компанией и предприятиями можно поместить в стратегические планы предприятий. Правда, не понятно, зачем дублировать все это в стратегических планах всех предприятий, если можно в одном документе прописать (в стратегическом плане группы).

Но естественно не это основная причина необходимости разработки стратегического плана группы.

Если пройтись по всем разделам стратегического плана, то можно сделать следующие комментарии, обосновывающие необходимость разработки стратегического плана для группы в целом.

Содержание стратегического плана группы компаний:

  • стратегический анализ
    конечно, здесь могут быть какие-то пересечения (например, по SWOT-факторам), но все-таки и у каждого предприятия будут свои особенности и у группы в целом тоже. Кроме того здесь в качестве бизнес-портфеля анализируются предприятия в целом, а не их бизнес-направления, как в стратегических планах отдельных предприятий (т.е. более глобальный уровень).

  • миссия
    вряд ли у группы компаний в целом и у каждого предприятия может быть одинаковая миссия. По крайней мере та, которая для клиентов. Варианты миссий, сформулированные для собственника и для сотрудников, в общем-то могут и совпадать.

  • стратегическая концепция развития
    данный раздел стратегического плана также у каждого предприятия будет свой и группы в целом тоже.

  • цели
    согласен с тем, что набор ключевых стратегических показателей может быть единым и для каждого предприятия и для группы в целом. Остается только нюанс, касающийся новых бизнесов. На первоначальной стадии развития нового бизнеса набор ключевых показателей у него может отличаться от тех, что уже действует. Но если брать долгосрочную перспективу, то когда новая компания так сказать встанет на ноги и перейдет из проектной стадии в процессную, то опять-таки набор показателей верхнего уровня может быть таким же, как и у других, уже действующих компаний.

  • стратегия
    корпоративная стратегия холдинга
    нужно определиться как будет развиваться группа:
    - диверсифицированный холдинг (занимаемся всеми выгодными бизнесами, не важно имеют они отношения к уже существующим или нет);
    - вертикально-интегрированный холдинг (от ресурсной базы до продажи продукции конечным клиентам);
    - смешанная стратегия (совокупность субхолдингов и отдельных, в т.ч. не связанных, бизнесов);
    операционная стратегия
    определиться с тем будут ли какие-то бизнес-функции централизованы в управляющей компании + прописать какие-то общие моменты (если они, конечно, есть), касающиеся реализации бизнес-функций во всех предприятиях
    управленческая стратегия холдинга
    - стратегия распределения управленческих функций между управляющей компанией и компаниями холдинга;
    - полномочия и ответственность управляющей компании и руководителей компаний группы;
    - стратегия планирования, реализации, контроля и анализа проектов развития холдинга (новые бизнесы);
    - стратегия изменения функционала владельца группы компаний.
    ресурсная стратегия холдинга
    в этой части стратегии тоже может быть очень много общих позиций, которые будут одинаковыми и для группы в целом и для каждого предприятия. В таком случае если не будет каких-то особенностей для группы в целом, то можно данный раздел убрать.

  • проекты развития
    согласен, что для группы компаний проект развития – это создание новой компании, для которой можно разработать отдельный стратегический план. Поэтому данный раздел можно исключить из стратегического плана группы. Хотя сама стратегия планирования, реализации и контроля таких проектов может быть прописана в стратегии холдинга.

    Кроме того в стратегическом плане группы можно в более явном виде выделить роль управляющей компании. Опять-таки можно разным стратегиям следовать. Один вариант, когда управляющая компания – это центр прибыли или венчур-центр (или центр инвестиций) и она отвечает за консолидированные результаты группы в целом.

    Другая крайность – это когда управляющая компания считается центром затрат, т.е. по сути что-то типа сервисной компании, которая оказывает определенные услуги предприятиям холдинга (например, набор персонала, юридическое и бухгалтерское обслуживание и т.д.) и не несет никакой ответственности за результаты работы холдинга в целом.

    Таким образом, я все-таки считаю, что при разработке стратегических планов в группе компаний нужно разрабатывать не только стратегические планы каждого предприятия, но и стратегический плана для холдинга.



    Если у Вас возникли какие-то вопросы по данной статьей Вы можете направить их по адресу 5046320@mail.ru. Автор статьи ответит на Ваши вопросы в течение нескольких дней с момента получения.


    Подпишитесь на рассылку новых материалов сайта



  • Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *