Статьи > Статьи по теме "Антикризисный менеджмент и повышение эффективности работы компании" > Кризис – это хорошо или плохо?

Кризис – это хорошо или плохо?

Александр Карпов, директор и ведущий консультант Компании РиК, президент Ассоциации эффективного бизнеса, автор книги "Кризис – афедрон или волшебный пендель. Антикризисная технология повышения эффективности компании"

rik-company.ru

Наверняка большинство, увидев название этой статьи, подумали, что ее автор полнейший придурок. Ведь для всех вроде как очевидно, что кризис – это плохо. Чего в нем может быть хорошего? На самом деле я раньше и сам думал точно так же. До меня только с третьего раза (то есть с третьего кризиса) дошло, что это не так, а совсем наоборот. Хотя можно сказать, что и со второго, т.к. в 1998 году у меня еще не было своего бизнеса.

Стыдно в этом признаваться, поскольку с 1995 года работаю консультантом по управлению, всем умные советы раздаю, а сам-то оказался балбесом, потому что после кризисов не сделал правильные выводы, и не принял нужных решений.

Я согласен с тем, что если бы была возможность выбора, то ни один нормальный человек не пожелал бы жить и работать по время кризиса. Ну, вот оно уже произошло – кризис наступил. Можно долго плакаться, обвинять кого-то в случившемся, но от этого лучше-то все равно не станет.

Если во время кризиса компания испытывает большие трудности, то из этого нельзя сделать однозначный вывод о том, что во всем виноват кризис. Конечно, кризис на многие компании оказывает отрицательное воздействие, но он может быть далеко не единственной причиной возникших у компании проблем.

Я не хочу здесь никого оговаривать, но за время работы консультантом по управлению я видел, как работают многие компании. Значительная доля этих компаний работает, мягко говоря, не очень эффективно. При этом причина низкой эффективности работы зачастую находится не где-то во вне, а в самой компании.

Я не раз сталкивался с компаниями, у которых нет четкой и продуманной стратегии развития. Они просто "плывут по течению", и пока нет кризиса, то все вроде бы нормально. Но как только внешняя среда ухудшается, то это сразу же негативно и существенно сказывается на финансово-экономическом состоянии компании.

Если к этому добавляется еще такая распространенная проблема многих компаний как слабая степень управляемости, то от этого становится еще хуже.

Возникает вопрос: кто мешал компании эффективно развиваться, в том числе создавать нормальную систему управления? Ясно, что кризис здесь точно не причем.

Как раз кризис заставляет об этом задумываться и делать правильные выводы на будущее. Но, к сожалению, как показывает практика, это не всегда происходит. Особенно, если кризис получается не очень затяжным.

Далеко ходить не буду – сам таким же оказался. Как я уже написал выше, в кризис 1998 года у меня пока еще не было собственного бизнеса. Конечно же, я в это время консультировал другие компании и помогал им разрабатывать и реализовывать антикризисные программы.

Казалось бы, данный опыт я в последствие должен был использовать и для своего бизнеса, но почему-то этого не произошло.

В кризис, который начался в 2008 году, у меня уже был свой консалтинговый бизнес, и я очень хорошо прочувствовал все его "прелести", т.к. именно консалтинговые компании раньше всех и больше всех страдают от кризиса, при этом позже всех восстанавливаются после кризиса.

Кое-какие нужные выводы я сделал, принял решения и начал их реализовывать. Например, я пришел к выводу о том, что в моей компании совершенно не развит такой важнейший канал продвижения как сайт.

Сам сайт-то, конечно, был, даже два. Но за время своего существования (5 лет к моменту начала кризиса) они были совершенно не раскручены и значительно проигрывали даже более молодым сайтам конкурентов.

Спрашивается кризис в этом виноват или я сам? Очевидно, что это моя стратегическая ошибка, не имеющая никакого отношения к кризису. Хорошо, что кризис заставил меня обратить на это внимание. Я стал целенаправленно заниматься продвижением сайтов, правда, к сожалению, дело это не быстрое. Жалко было потерянного времени.

Если бы сразу с момента создания сайтов стал бы заниматься их раскруткой, то к моменту кризиса данный канал продвижения приносил бы клиентов, количество которых резко сократилось с момента начало кризиса.

Вынужден признаться, что больше никаких стратегических решений я не принял и не стал реализовывать. Дело в том, что в начале 2011 года дела снова пошли в гору и … о кризисе я как-то быстро забыл. Этому еще поспособствовало то, что к началу кризиса 2008 года у меня была накоплена приличная "финансовая подушка безопасности", которая позволила более-менее безболезненно дотянуть до лучших времен.

Кризис, начавшийся в 2014 году, я уже ощутил на себе, как говорится, по полной программе, поскольку теперь практически никаких финансовых резервов не было (это связано с решением личных задач). В общем на этот раз ситуация очень способствовала тому, чтобы еще раз на те же грабли не наступать. Конкретно до меня наконец-то дошло, что нужно продумать какую-то стратегию диверсификации, поскольку как уже было отмечено консалтинговый бизнес самый восприимчивый к любому кризису.

Есть бизнесы, которые страдают от кризиса, а есть те, которые только выигрывают. Консалтинг и обучение всегда теряют во время кризиса. Поэтому я запланировал реализацию сразу нескольких новых проектов.

Кто-то (возможно, их большинство) считает, что в кризис новый бизнес запускают только идиоты. Может быть и так, но мне кажется, что я был идиотом раньше, поскольку до сих пор этого не сделал и теперь в полном объеме ощущаю на себе все "прелести" нового кризиса.

Конечно же, в нынешних "замечательных" условиях начинать бизнес, требующий существенных затрат очень рискованно, да и не очень-то реализуемо. У банков всегда было проблематично получить кредит для стартапа, а во время кризиса данная задача только усложняется. Поэтому часть проектов я буду реализовывать, придерживаясь стратегии минимизации затрат и рисков. Подробнее об этом можно прочитать в статье "Создание бизнеса с нуля с минимальными затратами и рисками".

Большая часть из этих проектов на первых этапах (реализация которых займет как минимум год и точно придется на кризис) потребует таких смешных затрат, что их здесь можно было бы и не указывать.

Но тем не менее я напишу. У тех проектов на первой фазе будут только две статьи затрат: создание и продвижение сайтов. Причем в моем случае за создание я вообще ничего платить не буду, т.к. первую версию сайтов буду делать сам. Основные затраты будут связаны с продвижением сайта.

К тому же преимущественно это будут затраты времени, а не денег. Единственная статья затрат, которую придется профинансировать – это затраты на издание книг. Но эти затраты будут очень маленькими, поскольку мне удалось найти издательство с очень выгодными для авторов условиями сотрудничества.

Возможно, у кого-то возникнет вопрос о том, зачем нужно издавать книги, чтобы продвигать сайт. Дело в том, что для большинства сайтов издание книг является одной из самых эффективных стратегий их продвижения .

Эти идеи у меня появились несколько лет назад, но я все откладывал их реализацию. Новый кризис поспособствовал тому, чтобы я наконец-то начал это делать.

Нужно отметить, что одним из своих новых бизнесов я хотел заняться очень давно, но не никак на это не решался, поскольку классическая стратегия его реализации является очень затратной и рискованной. До последнего кризиса я все думал о том, где же взять финансирование на его реализацию.

Именно кризис заставил меня сменить парадигму и придумать такую стратегию, которая сводит риски и затраты до микроскопического уровня. Рентабельность продаж и рентабельность активов данного бизнеса (если конечно все получится) как-то даже не прилично тут указывать.

Я пока не буду здесь писать о том, что это за бизнес, чтобы не сглазить. Могу сказать только то, что это не какой-то принципиально новый вид бизнеса. Именно новая стратегия позволит его реализовать очень эффективно. Надеюсь, что этот хитрый подход сработает. Без кризиса я бы до него не додумался. Именно кризис заставил меня "мозгами скрипеть".

Я отдаю себе отчет в том, что ни один из моих новых проектов может не стать успешным, но я точно не буду ждать, пока кризис закончится. Я не буду придерживаться "страусиной" стратегии, которая очень популярна в кризис. Лучше воспользуюсь моментом, т.к. у конкурентов-то наверняка будут проблемы.

ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО
Ближайший семинар по антикризисной стратегии состоится 21-22 марта 2024 г.
Конечно, есть вероятность, что "пупок развяжется", но, как говорится в известном мультфильме, "лучше два дня потерять, а потом за 20 минут долететь".

Примечание: более подробно тема данной статьи рассматривается на семинаре-практикуме "Разработка антикризисной стратегии и мер по повышению эффективности компании", который проводит автор данной статьи - Александр Карпов.

В общем, кризису я должен только спасибо сказать, т.к. он заставил меня наконец-то шевелиться в нужном направлении. Я думаю, что многие, если также подойдут к восприятию кризиса, смогут найти для себя нужные решения.


Если у Вас возникли какие-то вопросы по данной статьей Вы можете направить их по адресу 5046320@mail.ru. Автор статьи ответит на Ваши вопросы в течение нескольких дней с момента получения.

Ниже представлена форма для подписки на новые материалы сайта (статьи и опыт), связанные с постановкой современной системы управления и повышением эффективности компании. То есть в рассылках будет информация только о новых материалах, аналогичных тому, что размещен на данной странице сайта.

Узнать для чего нужно становиться подписчиком данного сайта


Подпишитесь на рассылку новых материалов сайта



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

69 − = 68