Статьи > Статьи по теме "Консалтинговая помощь клиентам Компании РиК" > Консалтинг: два основных подхода к оказанию консультационных услуг

Консалтинг: два основных подхода к оказанию консультационных услуг

Александр Карпов, директор и ведущий консультант Компании РиК, президент Ассоциации эффективного бизнеса, основатель бизнес-школы "Первая школа предпринимателей", автор книг по менеджменту и бизнесу

rik-company.ru

По большому счету есть два основных подхода к оказанию консалтинговых услуг:
  • проектный подход;
  • процессный подход.

    Естественно, это условные названия. В общем-то, из названия уже можно догадаться, о чем идет речь и в чем заключаются принципиальные отличия этих двух подходов.

    Проектный подход к оказанию консультативных услуг

    Проектный подход к выполнению консалтинговой работы подразумевает следующее.

    Консультанты и клиент заранее договариваются о том, что должно быть на выходе (каков должен быть результат консалтингового проекта). Согласовываются сроки и стоимость, а потом они переходят к выполнению.

    Даже если получится так, что на выполнение консалтингового проекта у консультантов уйдет больше времени, чем они планировали, то это их проблемы. Стоимость оказания консалтинговых услуг от этого никак не зависит. То есть стоимость консалтинговых услуг при таком подходе фиксирована.

    Понятно, что абсолютно точно спланировать сроки для консалтинговых проектов очень сложно, хотя опытные консультанты ошибаются не очень сильно.

    Плюсы (для Заказчика) проектного подхода к оказанию консультационных услуг очевидны:
  • четко определяется результат, который должен быть сделан;
  • стоимость консалтингового проекта заранее фиксируется и не меняется в ходе выполнения работ.

    К минусам (для Заказчика) проектного подхода к оказанию консалтинговых услуг можно отнести относительно высокую стоимость (в сложных проектах).

    На самом деле этот минус не совсем однозначный. Одна из основных проблем при обращении клиентов к консультантам заключается в том, что очень часто они не представляют, так сказать, масштаб бедствий.

    Им может казаться, что для решения существующих у них проблем не нужно выполнять какой-то масштабный консалтинговый проект. Заказчики могут считать, что для этого достаточно провести несколько встреч с владельцами и ключевыми сотрудниками компании. После таких встреч консультанты дадут необходимые рекомендации, следуя которым можно будет без особых усилий улучшить ситуацию в компании.

    Я не утверждаю, что все клиенты рассуждают именно так, но таких заказчиков не так уже и мало как может показаться на первый взгляд.

    Есть компании, которые понимают масштаб изменений, которые им придется сделать для существенного улучшения своей деятельности. Причем они могут иметь четкое представление о том, как им нужно действовать и все выполняют самостоятельно.

    Но иногда у них возникает потребность во внешней помощи. Вот в таких случаях действительно выгодно привлекать консультантов на процессной основе. Также подобное (процессное) взаимодействие может быть очень эффективным после того как консультанты уже поработали с компанией на проектной основе.

    Процессный подход к оказанию консалтинговых услуг

    Процессный подход к оказанию консультационных услуг подразумевает следующее.

    Проводится рабочая встреча консультантов с Заказчиком. Консультанты отвечают на вопросы клиента. Желательно, чтобы эти вопросы были заранее направлены консультантам, чтобы они лучше к ним подготовились.

    Безусловно, у клиента могут появиться новые вопросы уже в ходе консультаций, но с теми вопросами, которые уже есть, лучше заранее ознакомить консультантов.

    При процессном подходе к консультированию применяется повременная оплата. Сколько уйдет времени на ответы на все вопросы заранее неизвестно. Хотя если клиент предварительно направит список вопросов (как уже было отмечено выше), то опытные консультанты смогут хотя бы примерно оценить время проведения экспертных консультаций. Либо можно заранее фиксировать время консультаций. Такой подход тоже позволит зафиксировать затраты на консультационные услуги.

    В общем, есть способы, которые позволяют клиенту понять о каких затратах на консультантов может идти речь. Но достаточно ли будет таких консультаций, чтобы решить проблему, заранее очень сложно сказать.


    Когда речь идет о решении какой-то сложной задачи, то большинство клиентов выбирают первый (проектный) подход.

    Как уже отмечалось выше, когда клиент большую часть работы выполняет самостоятельно, но иногда возникает потребность в консультациях, то он выбирает второй (процессный) подход.

    Мне кажется, что многие клиенты пока еще не очень готовы к процессному подходу. Используя его, они могут впустую потратить деньги и время.

    Такие компании могут полагать, что после разговора с "парой человек" консультанты расскажут им какую-то секретную формулу успеха или заклинание, что позволит в считанные дни значительно улучшить ситуацию, но чудес не бывает.

    Во всех проектах, в реализации которых я участвовал, после этапа постановки задачи приходилось реализовывать еще несколько этапов, чтобы действительно улучшить ситуацию.

    И для всего этого потребуется провести большую работу. Если заказчик к этому не готов, то лучше и не начинать.

    Кстати, не обязательно, чтобы все последующие этапы реализовывались с участием консультантов. Или можно применять другой формат участия, который позволит снизить затраты на консультантов.


    Итак, в данной статье кратко рассмотрены два основных подхода к оказанию консультационных услуг. Какой именно из подходов нужно выбирать в конкретной компании зависит от самой компании и от целей привлечения консультантов.

    Следует учитывать, что рассмотренные выше подходы к оказанию консалтинговых услуг могут использоваться для решения различных задач на разных стадиях развития компании. То есть одной и той же компании могут оказываться консультационные услуги с применением разных моделей консалтинга в зависимости от задач, которые необходимо решить и от того, что уже было сделано.

    Один из примеров использования различных моделей взаимодействия с консультантами - сотрудничество издательства «Москва» с Компанией РиК. При планировании и реализации проекта по созданию бизнеса и постановки системы управления в издательстве «Москва» применялся проектный подход к оказанию консалтинговых услуг. После того, как были решены важнейшие стратегические задачи, стали использовать процессную модель оказания консультационных услуг.

    Если вашей компании нужна консалтинговая помощь, но вы пока не можете определиться с тем, какой из подходов выбрать, вы можете обратиться ко мне по электронной почте 5046320@mail.ru или по телефону (925) 453-76-68.

    Примечание: получив очень большой практический опыт в оказании консультационных услуг (начиная с 1995 года реализовано большое количество консалтинговых проектов), Компания РиК предлагает своим клиентам четыре возможные модели консалтингового взаимодействия: классический консалтинг, экспресс-консалтинг, экспертный консалтинг, электронное абонентское обслуживание. У Компании РиК достаточно большой спектр продуктов и услуг, которые можно использовать для постановки современной системы управления и повышения эффективности компании.


    Подпишитесь на рассылку новых материалов сайта



  • Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    98 − 93 =