ТОЛЬКО ДЛЯ ПОДПИСЧИКОВ САЙТА
Конкурсы и розыгрыши призов
Первый конкурс начнется 21 декабря 2018 г.
Новая статья на сайте
На сайте размещена новая статья Александра Карпова.
Всем подписчикам отправлена ссылка на данную статью.
Клиенты Компании РиК > Издательство "Москва"

Издательство "Москва": эффективное развитие бизнеса и системы управления

Осенью 2017 года закончилось многолетнее проектное сотрудничество Компании РиК с издательством "Москва". Теперь началось процессное сотрудничество на постоянной основе. Между издательством "Москва" и Компанией РиК заключен договор на постоянную консалтинговую поддержку, а Александр Карпов (директор и ведущий консультант Компании РиК) теперь является внештатным советником генерального директора издательства "Москва".

Сотрудничество началось с того, что будущие владельцы издательства "Москва" обратились в Компанию РиК с просьбой помочь спроектировать и создать с нуля новый бизнес. Направление деятельности уже было выбрано. Нужно было грамотно и эффективно реализовать проект по созданию и развитию бизнеса.

Консультанты Компания РиК предложили реализовать этот проект на системной основе, используя эффективную и проверенную технологию. Кстати, теперь эта технология очень подробно описана в книге "Создание и развитие эффективного бизнеса с нуля".

Применение данной технологии позволило создать новое издательство и сделать его очень эффективным, несмотря на различные негативные факторы, в т.ч. кризис, падение рынка бумажной литературы, наличие сильных конкурентов, длительный финансовый цикл в издательстве и т.д.

Безусловно, технология создания и развития бизнеса, которая применялась при проектировании, запуске и развитии издательства "Москва", не может на 100% гарантировать успех любому стартапу, но все-таки если ей четко следовать, то вероятность достижения положительных результатов значительно повышается по сравнению с тем вариантом, когда все делается наспех, без какой-то продуманной стратегии и четкого плана действий.

Немаловажным фактором, способствующим успеху, является и то, что в соответствии с данной технологией создания бизнеса нужно практически с самого начала уделять большое внимание системе управления. На практике мало кто из предпринимателей так делает. Зачастую это приводит к тому, что даже успешные (в самом начале) стартапы разваливаются через несколько лет (или даже месяцев).

Издательство "Москва" не пыталось как можно быстрее достичь какого-то ощутимого результата. Вместо этого была выбрана стратегия постепенного и гармоничного развития с упором на построение по настоящему эффективной компании.

Следует отметить, что в последнее время опять проявляется тенденция очень торопливого выполнения проектов. Такое было очень распространено в девяностых годах прошлого столетия. Казалось бы, сейчас такого уже не должно быть, но тем не менее консультанты Компании РиК все чаще стали сталкиваться с клиентами, которым нужно все и вчера.

В случае с издательством "Москва" ничего подобного не было. Всегда ставились задачи, на решение которых отводилось адекватное время. Кстати, это еще один из факторов успешности создания и эффективного развития издательства "Москва".

Консультанты Компании РиК не имеют права разглашать конфиденциальную информацию о своих клиентах. Поэтому можно лишь отметить следующее. Работая с различными компаниями, начиная с 1995 года, консультанты Компании РиК имели дело с большим количеством предприятий. Среди всех этих компаний пока еще не было ни одной, которая бы работала с такой высокой эффективностью, как издательство "Москва" (если сравнивать по относительным, а не по абсолютным показателям).

Один из факторов, повлиявших на такую эффективность, заключается в том, что все с самого начала делалось по правильному. Как известно, на практике порой сложнее что-то переделывать, чем сделать с нуля. К тому же зачастую к консультантам обращаются немаленькие компании, которые, как говорится, уже довели себя до ручки.

В крупных компаниях гораздо сложнее проводить какие-то изменения, чем в небольших организациях. А если ситуация уже сильно запущена, то это только усложняет работу. В таких случаях очень трудно быстро улучшить ситуацию (причем значительно улучшить, как этого хотят многие владельцы компаний). Да, это можно сделать, но придется приложить очень много усилий. Причем это нужно будет делать не только привлекаемым консультантам, но и самой компании. Не многие организации к этому готовы.

Итак, упомянутая здесь технология создания и развития бизнеса предполагает реализацию следующих этапов (см. Рис. 1):
  • Этап 1. Выбор направления (или направлений) деятельности для бизнеса.
  • Этап 2. Разработка стратегического плана компании.
  • Этап 3. Разработка маркетинговой стратегии компании.
  • Этап 4. Проектирование организационно-функциональной структуры компании.
  • Этап 5. Разработка бизнес-плана стартапа.
  • Этап 6. Запуск бизнеса (начало реализации бизнес-плана стартапа).
  • Этап 7. Разработка программы развития компании.

    Рис. 1. Основные этапы проекта по созданию издательства "Москва"

    Основные этапы проекта по созданию бизнеса

    Консультанты Компании РиК не принимали участия в выполнении только первого этапа, поскольку выбор направления деятельности уже был сделан. Все остальные этапы выполнялись совместно.

    Честно говоря, при выполнении практически всех этих этапов мы сталкивались с различными трудностями и проблемами, но все-таки совместными усилиями нам удалось эффективно решить поставленные задачи.

    Как уже отмечалось выше, вопросам создания и развития эффективной системы управления начали уделять внимания в самом начале. Еще при проектировании компании была разработана первая версия стратегического плана компании, маркетинговой стратегии компании, организационно-функциональной структуры (и ее динамики по мере развития бизнеса), а также бизнес-плана создания и развития издательства "Москва".

    Понятно, что наличие всех этих планов не является критерием того, что в компании уже внедрена система управления. Можно сказать, что это были только первые шаги, которые были сделаны в рамках соответствующих этапов технология создания бизнеса.

    В дальнейшем мы приступили к разработке и внедрению системы стратегического управления. Кто-то может сказать, что внедрять стратегический менеджмент в стартапе, мягко говоря, преждевременно.

    Безусловно, при разработке системы управления (и в частности стратегического менеджмента) мы учитывали масштаб бизнеса. Поэтому мы не создавали каких-то ненужных, навороченных подсистем. Но если бы мы совсем этого не делали, то вряд ли бы издательство "Москва" смогла добиться такой эффективности в своей работе.

    Механизм стратегического управления имеет очень большое значение и для крупной компании, и для совсем небольшой. Просто масштаб у него будет разным, но важно, чтобы он заработал как можно быстрее.

    При внедрении системы стратегического управления мы придерживались определенной логики постановки стратегического менеджмента. В соответствии с данной логикой сначала прорабатывается качественный стратегический план, а затем уже разрабатывается количественная модель, на основе которой составляется количественный стратегический план, который, кстати, был взят за основу при разработке бизнес-плана.

    Постановку управленческого учета мы начали параллельно с внедрением систему стратегического управления. Так можно делать, хотя в дальнейшем (после постановки стратегического менеджмента) приходится вносить изменения в систему управленческого учета.

    После завершения проекта по внедрению стратегического управления мы начали реализацию сразу нескольких проектов развития системы управления:
  • постановка организационного проектирования;
  • внедрение системы управления проектами (данный проект начался еще до завершения постановки стратегического управления);
  • постановка маркетинга;
  • внедрение системы управления персоналом.

    Система организационного проектирования позволяет так выстраивать компанию, чтобы она максимально соответствовала ее стратегии. Это в свою очередь позволяет эффективно добиваться всех стратегических целей компании.

    Система управления проектами для издательства "Москва" имеет очень важное значение, поскольку используется и для управления развитием (в системе стратегического управления), и для управления текущей деятельностью в частности издательскими проектами (поскольку основная деятельность издательства является проектно-процессной).

    Система маркетинга также очень важна для издательства "Москва". Она была особенно актуальной на начальной стадии развития, поскольку на этом этапе очень важно наладить эффективную работу маркетингово-сбытовых функций. Причем система маркетинга издательства "Москва" способствует не только продвижению продукции (то есть книг), но также поиску и привлечению новых авторов (что в свою очередь приводит к появлению новых книг, а значит и к увеличению продаж за счет новинок).

    Параллельно с постановкой системы организационного проектирования мы занимались разработкой и внедрением системы управления персоналом. Данная подсистема управления также имеет важное значение для издательства "Москва", поскольку она способствует эффективному и качественному выполнению всех функций.

    В ходе реализации всей программы разработки и внедрения системы управления мы занимались постановкой системы бюджетного управления. Данная подсистема управления (вместе с управленческим учетом) можно сказать является интегрирующей, поскольку она учитывает многие элементы всех остальных подсистем управления.

    Бюджетирование для издательства "Москва" имеет важнейшее значение, поскольку позволяет эффективно управлять всеми ключевыми показателями с учетом особенностей деятельности издательства (в частности длительного финансового цикла).

    Итак, при постановке системы управления было проработано несколько очень важных для издательства "Москва" подсистем управления (см. Рис. 2).

    Рис. 2. Постановка эффективной системы управления в издательстве "Москва"

    Постановка эффективной системы управления в издательстве Москва

    Примечание: на рисунке 2 не показаны все взаимосвязи между подсистемами управления издательства "Москва".

    Безусловно, предстоит еще многое сделать для дальнейшего эффективного развития и бизнеса, и системы управления издательства "Москва". Программа развития на ближайшие годы предполагает реализацию очень важных проектов развития. Кстати, одним их таких проектов развития будет издание серии книг, в которых будет описан опыт построения и развития эффективных компаний.

    Таким образом, после завершения проектной стадии сотрудничества издательства "Москва" и Компании РиК было принято решении о запуске издательского проекта по выпуску серии книг "Эффективная бизнес-машина". Причем первая книга написана о самом издательстве "Москва". Уже выпущена книга "Издательство "Москва": максимум эффективности".

    P.S. Кстати, все желающие приглашаются к участию в издательском проекте по выпуску серии книг "Эффективная бизнес-машина".