Комплект CD-решений бесплатно
Начался конкурс, победитель которого получит комплект CD-решений. Условия проведения конкурса
Покупка CD-решений
Теперь оплачивать и получать файлы CD-решений можно онлайн (если оплата производится от физлица).
Приобрести CD-решения онлайн
Статьи > Статьи по теме "Стратегическое управление и эффективное развитие бизнеса" > Технология постановки системы стратегического управления в компании

Технология постановки системы стратегического управления в компании

Александр Карпов, директор и ведущий консультант Компании РиК, автор книги "Стратегическое управление и эффективное развитие бизнеса"

www.rik-company.ru

В предыдущих статьях разбирались вопросы, связанные с функционированием системы стратегического управления. Был рассмотрен процесс в целом и все основные элементы: от стратегического анализа до разработки и реализации стратегии. В этой же статье речь пойдет о том, как все это внедрить. То есть будут рассмотрены вопросы, связанные непосредственно с постановкой системы стратегического управления в компании.

Конечно же, в предыдущих статьях тоже говорилось и о проблемах внедрения, но при этом не было представлено комплексной технологии внедрения, хотя определенные рекомендации давались. Кроме того, в данной статье при описании технологии постановки стратегического менеджмента будут даваться ссылки на соответствующие статьи, в которых более подробно расписаны методики стратегического анализа, разработки стратегического плана, реализации стратегии.

Естественно, может существовать несколько различных подходов к постановке стратегического менеджмента. Тот подход, о котором идет речь в данной статье, не претендует на какую-то уникальность и абсолютную правильность. Как и все в бизнесе, данный подход имеет свои плюсы и минусы. Но по крайней мере, он доказал свою результативность при использовании в отечественных компаниях.

Итак, предлагается использовать подход, при котором работа по внедрению стратегического управления рассматривается как проект развития компании, а именно – проект развития системы управления. Причем этот проект разбивается на два этапа.

Логика данного варианта постановки системы стратегического управления следующая. В течение примерно полутора-двух месяцев проводится диагностика предприятия, подготавливается проект стратегического плана и формируется детальная программа его уточнения и доработки. Кроме того, предприятие подготавливается к реализации стратегического плана. Ведь важно, чтобы стратегический план был не просто разработан, но и реализован. Для этого на предприятии должен быть создан организационный механизм разработки и реализации стратегии.

К тому же возможны ситуации, и, скорее всего, они будут происходить, если речь идет, скажем, о пятилетнем периоде, когда придется корректировать стратегический план. То есть нужно будет вносить изменения в стратегический план по ходу его реализации. На самом деле аналогичная ситуация может возникнуть и с корректировкой годового стратегического плана. В некоторых компаниях придерживаются иного подхода, когда, например, стратегический план рассматривается как что-то вроде прогноза или ориентира, который вовсе необязательно точно исполнять. За неисполнение стратегического плана нет никакой ответственности, и стратегический план не корректируется.

Речь не идет о том, что стратегический план нужно обязательно корректировать. Но, если произошли изменения во внешней или во внутренней среде, существенным образом влияющие на показатели стратегического плана, то, очевидно, что он не будет выполним и его нужно будет корректировать. Тем не менее, в этих компаниях стратегический план не корректируется. По сути, никто не отвечает за его исполнение. Ответственность в таких компаниях привязывается не к выполнению стратегического плана, а к исполнению бюджетов, которые, конечно же, при таких условиях не имеют жесткой связи со стратегическим планом компании. Даже процедура стратегического планирования в таких компаниях может быть никак не связана с процедурой бюджетирования.

Таким образом, если вернуться к предлагаемому варианту постановки стратегического менеджмента, на предприятии должны быть специалисты, которые умеют и разрабатывать стратегический план, и реализовывать, и контролировать его исполнение. Для того, чтобы реализовать предложенный подход к постановке стратегического менеджмента в компании, нужно будет сформировать ВРГ (временную рабочую группу) по разработке стратегического плана.

Точнее говоря, ВРГ по постановке стратегического управления (а не только по разработке стратегического плана), но на первом этапе проекта эта ВРГ будет преимущественно заниматься разработкой первой версии стратегического плана. Хотя на самом деле не только этим. Нужно будет подготовиться к основному (второму) этапу проекта, связанному с непосредственным внедрением системы стратегического управления.

Таким образом, в рамках первого этапа нужно будет провести стратегический анализ и подготовить на его основе проект стратегического плана компании. Также необходимо будет определиться со стратегическим комитетом, который будет курировать весь процесс стратегического управления. Если стратегический менеджмент внедряется в компании средних или крупных размеров, то, возможно, потребуется создавать дирекцию по развитию. В любом случае, в независимости от размеров, если компания планирует активно развиваться в будущем, то лучше сразу создавать отдел развития. К тому же в начале это подразделение может состоять всего из одного человека.

Итак, в рамках первого этапа проекта нужно будет выбрать самый подходящий вариант плана постановки стратегического управления для каждого конкретного предприятия. Разработка стратегического плана на самом деле процесс итерационный. Кроме того, нужно учитывать и текущую ситуацию в компании. Бывает так, что компания решила, например, разработать стратегический план, но эта идея возникла уже ближе к концу года. При этом в компании уже может действовать регламент бюджетирования, в соответствии с которым должны быть подготовлены бюджеты на следующий год. Такой факт, конечно же, нужно учитывать, т.к. необходимо будет до конца этого года успеть подготовить и стратегический план, и бюджеты на следующий плановый период. Причем естественно, что они должны быть согласованы между собой.

В рамках второго этапа проекта будет разрабатываться уже более детальный и точный стратегический план и, естественно, внедряться механизм его реализации. При этом нужно будет окончательно определиться и с набором методик стратегического анализа, который должен использоваться в компании. В каком объеме предстоит работа на втором этапе, до начала проекта сказать сложно.

При самом хорошем раскладе может получиться так, что стратегический план будет разработан еще на первом этапе проекта, то есть с первой попытки. Если это не произойдет, то в рамках первого этапа нужно будет определиться с тем, что необходимо сделать, чтобы доработать стратегический план до нужного уровня, какие ресурсы при этом понадобятся и т.д. Кроме того, нужно понять, что необходимо сделать в компании, чтобы разработанный стратегический план был реализован.

К сожалению, на практике было очень много случаев, когда красивые стратегические планы оставались таковыми только на бумаге. Кстати, довольно часто в наших компаниях внедрение стратегического менеджмента рассматривают исключительно как какое-то разовое мероприятие, основной целью которого является по сути дела только разработка стратегического плана. Во многих случаях такие компании сталкиваются с тем, что их стратегический план не выполняется, в чем причина – не понятно, заниматься ли дальше стратегическим планированием – не ясно, кто должен был отвечать за исполнение стратегического плана – тоже неизвестно.

В итоге идея постановки стратегического менеджмента может быть надолго забыта. То есть без четко продуманного механизма реализации стратегического плана, он может быть реализован только случайно. Хотя на практике такого не бывает.

Итак, сейчас был кратко рассмотрен один из возможных подходов к постановке стратегического менеджмента в компании.

Примечание: более подробно тема данной статьи рассматривается на семинаре-практикуме "Стратегическое управление и эффективное развитие бизнеса", который проводит автор данной статьи - Александр Карпов.



Если у Вас возникли какие-то вопросы по данной статьей Вы можете направить их по адресу 5046320@mail.ru. Автор статьи ответит на Ваши вопросы в течение нескольких дней с момента получения.


Подпишитесь на рассылку новых материалов сайта



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *