Статьи > Статьи по теме "Владельческий контроль" > Операционный уровень системы владельческого контроля бизнеса

Контроль компании. Основные направления бизнес контроля.

Александр Карпов, директор и ведущий консультант Компании РиК, президент Ассоциации эффективного бизнеса, основатель бизнес-школы "Первая школа предпринимателей", автор книги "Система владельческого контроля бизнеса"

rik-company.ru

Вряд ли найдется хотя бы один собственник компании, который ни разу не задумывался о системе владельческого контроля. При этом неважно как он ее для себя называл.

Очевидно, что все собственники бизнеса в той или иной степени беспокоятся о своем детище, особенно если они его сами создали и развили с нуля, а не получили нахаляву (от государства, от родственников и т.д.).

В статьях, размещенных на этой сайте, в краткой форме описаны подходы к построению эффективной системы владельческого контроля, которая позволит собственникам бизнесов обезопасить свой бизнес настолько, насколько это возможно в нашей стране.

Сразу же следует обратить внимание на то, что необходимо выделить два основных направления контроля, которые должны быть проработаны в любой компании, вне зависимости от ее масштабов и сфер деятельности (см. Рис. 1):
  • контроль эффективности работы компании;
  • контроль бизнеса (на всех уровнях и во всех аспектах).

    Рис. 1. Основные направления контроля компании

    Основные направления контроля компании

    Работа в первом направлении предполагает создание эффективной системы управления. Компания должна быть управляемой. Это значит, что величина план-фактных отклонений (как минимум по стратегическим показателям компании) должна укладываться в заранее зафиксированный диапозон значений.

    Если же все-таки в какой-то момент возникнут существенные план-фактные отклонения, то должны быть определены истинные причины, а также выработаны меры по устранению данных причин или по минимизации их воздействия на компанию.

    Работа во втором направлении подразумевает создание такой системы контроля компании, которая бы полностью исключила или минимизировала корпоративное воровство. Причем это нужно сделать на всех уровнях: и на стратегическом, и на операционном.

    Таким образом, в компании, например, может практически отсутствовать корпоративное воровство, но из-за неэффективной работы ее владельцы могут терять прибыль (из-за раздутых затрат, небольших доходов, упущенной выгоды и т.д.).

    То есть сотрудники компании могут наносить ей вред не по злому умыслу, а потому что ничто их не заставляет (и не способствует этому) работать лучше, добиваться больших результатов, развивать компанию и т.д.

    И, наоборот, в компании может быть налажена достаточно эффективная система управления, которая будет позволять компании регулярно достигать поставленных целей.

    Только при этом остается открытым вопрос о том насколько на самом деле эти цели соответствуют тому потенциалу, который есть у компании. Ведь если в компании есть регулярное воровство и оно не выявлено, то у владельца может сложиться впечатление, что все в его компании работает хорошо.

    Поэтому при планировании деятельности могут исходить из того, что есть. Иными словами, при планировании, по сути, будет происходить узаконивание воровства в виде планов. А система управления потом будет обеспечивать реализацию этих планов. То есть при этом, например, раздутые из-за воровства затраты будут считаться нормой и система управления будет контролировать, чтобы не было существенных отклонений от этой нормы.

    Эффективная система управления действительно позволит это сделать, но ведь очевидно, что раздувание затрат или уменьшение доходов из-за воровства будет приводить только к ухудшению финансово-экономической ситуации, правда, оно теперь будет управляемым.

    Владелец одной достаточно крупной компании, описывая сложившуюся у них ситуацию, сказал так: "Раньше мы вообще не могли говорить о какой-то управляемости, поскольку не было четкой системы планирования, учета, контроля и анализа. Теперь мы такую систему стали выстраивать, только при этом получается, что все прежнее воровство мы просто узаконили в нормативах, которые явно не соответствуют действительности".

    Кстати, что касается воровства, то владельцы некоторых компаний считают, что для устранения данной проблемы вовсе не обязательно выстраивать какую-то систему владельческого контроля, а достаточно воспользоваться специальными техническими средствами.

    Ни для кого не секрет, что некоторые компании для этих целей используют полиграф, причем не только при приеме на работу, но и в дальнейшем, организовывая периодические проверки.

    Несомненно, использование такого инструмента может помочь компании выявить корпоративных воров, но только это не позволит исправить системные ошибки.

    В одной компании, использующий полиграф, обратили внимание на один любопытный факт. Большая часть людей успешно проходила тесты при приеме на работу. Но после проведения первой или второй регулярной проверки (раз в полгода) часть этих сотрудников уже отсеивалась. Получается, что до прихода в эту компанию люди и не задумывались о воровстве (иначе они бы не прошли тест при приеме на работу), но, поработав здесь какое-то время, начинали воровать.

    Это говорит об отсутствии эффективной системы владельческого контроля, а также о низком качестве системы управления. Да, воров со временем выявляли, но ведь неизвестно, сколько они успевали за это время себе присвоить.

    Кроме того, те, кто приходил на их место, начинали заниматься тем же самым. Значит, что-то не то происходит в этой компании. Получается, что она сама способствует развитию корпоративного воровства.

    Таким образом, остается открытым очень важный вопрос – почему же эти люди на прежних местах были добросовестными сотрудниками, а, попав в эту компанию, стали искать для себя "дополнительный способ заработка"?

    Как известно развитию корпоративного воровства способствует два основных фактора:
  • "замечательное" отношение к сотрудникам со стороны владельцев и топ-менеджеров компании;
  • "эффективная" система мотивации, которая способствует тому, что людей "оценивают по достоинству".

    В такой ситуации даже добросовестный человек со временем может превратиться в корпоративного вора и даже не потому, что ему уж очень нужны деньги, а из чувства мести и желания насолить владельцем или начальству.

    Как показывает практика, такое желание возникает даже в том случае, если люди заранее знают, что с большой вероятностью их поймают и выгонят из компании.

    Если кто-то полагает, что эффективная система управления и владельческого контроля нужны только крупным компаниям, то это вовсе не так. В этом могут нуждаться и компании, относящиеся к малому бизнесу.

    К тому же если такие системы постепенно развивать сразу же после создания бизнеса, то в будущем не нужно будет тратить много времени и денег на их разработку и внедрение, поскольку они будут органично развиваться вместе с ростом бизнеса.


    Итак, чтобы владельцы компаний были уверены в том, что их бизнес надежно защищен, работает эффективно и обеспечивает им максимально возможное финансовое благополучие, необходимо заниматься постановкой и эффективной системы управления, и системы бизнесконтроля, которая позволит если не полностью исключить воровство, то хотя бы существенно его уменьшить.


    Если у Вас возникли какие-то вопросы по данной статьей Вы можете направить их по адресу 5046320@mail.ru. Автор статьи ответит на Ваши вопросы в течение нескольких дней с момента получения.

    Ниже представлена форма для подписки на новые материалы сайта (статьи и опыт), связанные с постановкой современной системы управления и повышением эффективности компании. То есть в рассылках будет информация только о новых материалах, аналогичных тому, что размещен на данной странице сайта.

    Узнать для чего нужно становиться подписчиком данного сайта


    Подпишитесь на рассылку новых материалов сайта



  • Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    87 + = 97