Новые, интересные и бесплатные материалы сайта
ТОЛЬКО ДЛЯ ПОДПИСЧИКОВ САЙТА
Конкурсы и розыгрыши призов
Первый конкурс начнется 21 декабря 2018 г.

Статьи > Статьи по теме "Маркетинг" > Маркетинговая стратегия (политика): особенности разработки совместно с консультантами

Маркетинговая стратегия (политика): особенности разработки совместно с консультантами

Александр Карпов, директор и ведущий консультант Компании РиК

www.rik-company.ru

Прежде всего, нужно отметить, что в данном случае термин "стратегия" и "политика" по сути являются синонимами. Просто в каких-то компаниях по определенным причинам говорят "маркетинговая стратегия", а в каких-то – "маркетинговая политика".

У меня даже был один забавный случай, связанный с данной терминологией. Как-то к нам обратилась компания с просьбой помочь им разработать маркетинговую политику.

В ответном письме я использовал термин "маркетинговая стратегия". Меня тут же поправили, указав, что их компании нужна именно маркетинговая политика, а не стратегия. В их письме было написано так: "Нужна маркетинговая политика – документ, а не стратегия".

Это еще раз говорит о том, что до сих пор многими компаниями стратегия воспринимается, как нечто виртуальное и далекое от практического использования. Хотя на самом деле та же маркетинговая стратегия (политика) должна выстраиваться в соответствии с общей стратегией компании.

Кстати, это не редкость когда компания занимается разработкой маркетинговой стратегии (политики), не имея стратегического плана. Все-таки маркетинговая политика (стратегия) должна быть частью общей стратегии компании. Да, она детализирует, несомненно, очень важный аспект деятельности компании, но тем не менее является частью, так сказать, общего вектора, определяющего направление движения компании на выбранный период времени.

Итак, в данной статье рассматриваются некоторые нюансы, связанные с разработкой маркетинговой политики (стратегии) вообще и в частности особенности ее разработки совместно с консультантами (внешними экспертами).

Для начала нужно отметить, что есть общая технология разработки маркетинговой стратегии, которая может применяться и для новой компании (стартапа) и для той, которая работает на рынке уже не один год. Хотя все-таки есть свои особенности разработки маркетинговой стратегии (политики) для стартапа.

В любом случае, перед тем как что-то делать (в том числе разрабатывать маркетинговую стратегию) необходимо четко поставить задачу. Кстати, постановка задачи – это очень важный этап любого проекта. Причем неважно как он будет выполняться: самостоятельно или с привлечением консультантов.

К сожалению, данным этапом очень часто жертвуют, считая его ненужной потерей времени. В случае, когда в разработке маркетинговой политики (стратегии) принимают участие консультанты, данный этап считают еще и ненужной потерей денег.

В общем, когда нас привлекают для разработки маркетинговой стратегии (политики), то мы предлагаю строить работу следующим образом.

Сначала реализовать постановочный этап, в ходе которого мы вместе с представителями компании, в том числе четко зафиксируем конечный результат, который должен быть в итоге получен, обсудим методы и способы его получения, поскольку от этого очень сильно зависит и объем, и стоимость работ на основном этапе проекта.

На самом деле до сих пор нет какого-то общепринятого формата и степени детализации маркетинговой политики (стратегии). К тому же разные Заказчики по-своему понимают, что должно входить в маркетинговую политику (стратегию) и насколько глубоко она должна быть проработана.

Кроме того, для разработки маркетинговой политики (стратегии) может потребоваться проведение маркетинговых исследований. Опять же масштабность этих исследований может быть разной. От этого тоже будет зависеть и объем, и стоимость работ основного этапа проекта. Причем какие-то исследования Заказчик мог провести самостоятельно (или приобрести результаты исследований) еще до начала проекта. Это, безусловно, повлияет на итоговый бюджет проекта по составлению маркетинговой политики (стратегии).

Что касается сроков и стоимости выполнения следующего (основного) этапа, то они зависят не только от вышеупомянутых факторов, но и от того, как будет распределена работа между Заказчиком (компания) и Исполнителем (консультанты).

В каких-то проектах большую часть работ может делать Исполнитель (без участия или с минимальным участием Заказчика), а в каких-то проектах – они могут договориться о каком-то распределении выполняемых мероприятий. Это все тоже влияет на сроки и стоимость выполнения основного этапа проекта.

Есть еще один существенный аргумент в пользу выделения отдельного предварительного этапа проекта, когда речь идет не о стартапе, а об уже действующей компании. Если компания работает не один год (и особенно, если она достаточно крупная), то в ней уже наверняка есть какая-то маркетинговая политика (стратегия) или ее элементы. Она может быть частично (или полностью) не формализована в виде документа, но по факту наверняка используется в повседневной деятельности.

При этом у компании может даже и не быть отдела маркетинга, но это не значит, что в компании не выполняются маркетинговые функции. В каком-то объеме маркетинговые функции выполняются в любой компании (даже в стартапе).

Перед разработкой новой маркетинговой политики (стратегии) логично изучить уже действующую, чтобы понять, что в ней нужно изменить, улучшить, совершенствовать и т.д. Таким образом, в ходе первого этапа проекта будет проведена оценка существующей маркетинговой политики (стратегии). Для этого консультантам нужно будет изучить маркетинговую деятельность компании, на что потребуется определенное время.

Следует отметить, что на самом деле даже уже в ходе первого этапа могут быть сделаны первые небольшие черновые наброски к маркетинговой политике (стратегии). Может даже получится и так, что следующий (основной) этап Заказчик полностью сделает самостоятельно (такое в нашей практике уже бывало).

Итак, на выходе первого этапа проекта по разработке маркетинговой стратегии (политики) будет:
  • проведено обследование маркетинговой деятельности компании для оценки уже действующей маркетинговой политики или ее элементов;
  • разработан и согласован формат (а также степень детализации) конечного результата – маркетинговой политики (стратегии);
  • разработан и согласован план мероприятий выполнения следующего (основного) этапа проекта, в т.ч. распределение ответственности за его выполнение между Исполнителем и Заказчиком;
  • определены и согласованы методы и способы реализации каждого мероприятия следующего этапа проекта;
  • определены и согласованы затраты на реализацию следующего этапа проекта.

    Примечание: как уже отмечалось выше, в некоторых случаях в рамках первого этапа может быть даже разработаны предварительные небольшие черновые наброски к маркетинговой политике (стратегии). Это все оговаривается в каждом конкретном проекте с Заказчиком.

    Конечно же, сроки и стоимость выполнения первого и основного этапа консалтингового проекта по разработке маркетинговой стратегии (политики) зависит от конкретной компании. Стоимость и сроки основного этапа проекта будут понятны после завершения первого (постановочного) этапа.

    Что касается сроков и стоимости постановочного этапа консалтингового проекта по разработке маркетинговой стратегии (политики), то для их определения достаточно заполнить небольшую анкету, которую можно получить, отправив соответствующий запрос по электронному адресу 5046320@mail.ru.

    Все вопросы, связанные с разработкой маркетинговой политики (стратегии) вы также можете задавать по вышеуказанному электронному адресу.



    Если у Вас возникли какие-то вопросы по данной статьей Вы можете направить их по адресу 5046320@mail.ru. Автор статьи ответит на Ваши вопросы в течение нескольких дней с момента получения.


    Подпишитесь на рассылку новых материалов сайта



  • Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *