Статьи > Статьи по теме "Стратегическое управление и эффективное развитие бизнеса" > Разработка стратегии и постановка стратегического управления в издательстве "Москва"

Разработка стратегии и постановка стратегического управления в издательстве "Москва"


Татьяна Жданкова, генеральный директор издательства "Москва", член Ассоциации эффективного бизнеса, соавтор книги "Издательство "Москва": максимум эффективности" (серия книг "Эффективная бизнес-машина")

rik-company.ru

До того как мы впервые серьезно занялись разработкой стратегии, мы считали, что это мероприятие не имеет какого-то принципиального значения. Консультанты Компании РиК подтвердили, что так думают очень многие организации. Они считают разработку стратегию или какой-то ненужной формальностью, или вообще малозначимым действием, которым можно пренебречь без какого-либо ущерба для бизнеса. Кто-то полагает, что стратегия это то, что можно изложить буквально за пару минут (ну за пять максимум).

Когда же мы увидели формат полноценного стратегического плана, а также полный список мероприятий, которые нужно реализовать, чтобы его разработать, то наше отношение к важности и сложности данной работы стало меняться.

Теперь мы понимаем, что одна из причин (конечно же, не единственная), из-за которой закрываются многие стартапы, заключается как раз в том, что у них не было четкой стратегии создания и развития бизнеса. Такие компании создаются хаотично.

Да, есть примеры успешных стартапов, которые создавались без четкого стратегического плана, но их не так уж и много. Никто ведь не знает точно, сколько закрылось компаний, не имевших стратегического плана. Мы считаем, что их гораздо больше, а упомянутые выше успешные стартапы – это скорее немногочисленные исключения из правил.

Безусловно, стратегический план – это не панацея от всех проблем, с которыми может столкнуться компания, но все же мы убеждены в том, что стратегический план и сама система стратегического управления позволят с большей вероятностью создать действительно успешную и эффективную компанию.

Сама технология разработки стратегического плана заставляет компанию проработать как минимум все важные вопросы. Поэтому компания, разработавшая стратегический план, лучше подготовлена к всевозможным сложностям, с которыми обязательно сталкивается любая организация. Особенно это важно, если новый бизнес создается в кризис.

Кстати, наше издательство создавалось в кризис. Более того, мы создавали свою компанию, мягко говоря, не на растущем рынке, а даже, наоборот, на постоянно стагнирующем. К тому же на издательском рынке есть очень крупные и сильные конкуренты.

Казалось бы, эти три очень существенные и негативные (для стартапа) факторы должны очень надежно защищать рынок от новых игроков. Они должны отпугивать предпринимателей, которые хотят открыть свой издательский бизнес.

Кстати, многие из наших знакомых, когда узнали, что мы планируем открыть новое издательство, крутили пальцем у виска. Они как раз перечисляли три вышеупомянутых фактора, а также добавляли и другие.

Тем не менее, нам удалось создать очень эффективную компанию. Во многом мы этого добились благодаря проработке четкого стратегического плана.

Да, мы понимаем, что книжный рынок (по крайней мере, рынок обычных бумажных книг) с каждым годом становится все меньше и меньше. Да, "цифра" постепенно вытесняет "бумагу", но все-равно этот процесс не завершится в ближайшие пару лет.

Скорее всего, и в далеком будущем бумажные книги будут продолжать издаваться. Несомненно, в гораздо меньших объемах, чем сейчас, но будут. Все мы на практике уже не раз убедились в том, что не будет "одно сплошное телевидение".

Кроме того, никто нам не мешает заниматься изданием и электронных книг, поэтому мы обязательно будем это делать. В каком бы виде не был контент, все равно останется потребность в его создании и распространении.

Кстати, для распространения своих книг помимо тех каналов сбыта, что у нас уже есть, мы планируем создать интернет-магазин, в котором будут продаваться и бумажные, и электронные книги. Это тоже является для нас стратегическим проектом развития.

Вообще, нужно отметить, что для многих производителей (издательство в каком-то смысле тоже можно считать производителем – производителем контента) все более остро встает проблема сбыта.

Естественно, актуальность этой проблемы зависит от уровня конкуренции на конкретном рынке, а также от степени его консолидированности. Например, на рынке продуктового ритейла во всю правят балом сети. Они полностью диктуют условия производителям. Даже самый крупный производитель по оборотам не сравниться с не самой крупной федеральной сетью, поэтому будет вынужден подстраиваться, а иначе у него не будет больших объемов продаж.

Казалось бы, на книжном рынке такого нет (он слабо консолидирован), но тем не менее и здесь условия диктуют не производители (то есть не издательства), а магазины и оптовики. Поэтому развитие собственного канала продаж является вполне логичным и оправданным шагом.

У прямых продаж конечным покупателям (в нашем случае читателям) есть два основных плюса: маржа больше и деньги поступают сразу. Минусом является необходимость создания отдельного подразделения для поддержки такого процесса. Оптовые продажи организованы гораздо проще, чем розничные.

Таким образом, нам пришлось создавать новый бизнес при самых неблагоприятных условиях (падение рынка, кризис, наличие крупных конкурентов и т.д.), но все же мы успешно справились с этой задачей и продолжаем эффективно развиваться.

С одной стороны, перечисленные здесь негативные факторы являются минусами, но с другой стороны они нас сразу же настроили на очень эффективную работу. В противном случае нам бы не удалось выжить на этом рынке и тем более закрепиться на нем.

С очень крупными издательствами мы конкурируем за счет гораздо большей скорости работы. Некоторые авторы, решившие с нами сотрудничать, сообщают нам, что в крупных издательствах авторам приходится ждать ответа чуть ли не полгода с момента отправки рукописи. Мы же реагируем мгновенно. На все письма мы отвечаем в тот же день (если они поступают к нам в рабочее время). Рукопись мы просматриваем и оцениваем максимум за сутки.

Сравнительно небольшие издательства предлагают авторам издаваться полностью за свой счет. Чтобы конкурировать с такими издательствами мы предлагаем авторам совместное финансирование причем большую часть затрат мы берем на себя.

Конечно же, в нашей стратегии есть и несколько, так сказать, секретных элементов, о которых мы никому не рассказываем. В том числе и благодаря им нам удается работать с очень высокой эффективностью, не смотря на все негативные факторы, которые уже несколько раз упоминались.

Итак, при разработке (и актуализации) стратегического плана мы прорабатываем все составляющие стратегического плана, а также то, что должно учитываться при его разработке:
  • стратегический анализ;
  • миссия компании;
  • стратегическая концепция развития;
  • цели компании;
  • стратегия компании;
  • проекты развития компании.

    Да, это требует немало времени, но мы уже на практике убедились в том, что оно того стоит. Системное (а не какое-то разовое) стратегическое управление позволяет достигать очень хороших результатов.

    Кстати, разработка стратегического плана может состоять из двух этапов: качественная и количественная проработка. В общем-то, из названий понятно, что в конце первого этапа стратегия будет пока проработана только на качественном уровне, но это тоже нужно сделать.

    На втором этапе уже разрабатывается количественная стратегическая модель, то есть осуществляется оцифровка стратегии. Более детально стратегия оцифровывается уже при подготовке бюджетов.

    Мы следовали именно такой логике постановки стратегического управления. Советуем и другим компаниям ее использовать. Мы уже на практике убедились в эффективности такого метода.


    Если у Вас возникли какие-то вопросы по данной статьей Вы можете направить их по адресу 5046320@mail.ru. Автор статьи ответит на Ваши вопросы в течение нескольких дней с момента получения.

    Ниже представлена форма для подписки на новые материалы сайта (статьи и опыт), связанные с постановкой современной системы управления и повышением эффективности компании. То есть в рассылках будет информация только о новых материалах, аналогичных тому, что размещен на данной странице сайта.

    Узнать для чего нужно становиться подписчиком данного сайта


    Подпишитесь на рассылку новых материалов сайта



  • Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    − 1 = 5