Стратегическое управление (менеджмент): логика постановки системы
rik-company.ru
Методика стратегического управления
Семинар-практикум по стратегическому управлению:
- открытый семинар
- корпоративный
- интернет-семинар
Консалтинг по стратегическому управлению
Компания должна не только научиться разрабатывать стратегические планы, но и реализовывать их. Стратегия компании не должна быть просто красивой, но бесполезной бумажкой.
Поэтому помимо проведения стратегического анализа и разработки стратегических планов компания должна освоить еще одну очень важную функцию – реализация (выполнение) стратегических планов. Для этого необходимо разработать и внедрить механизм реализации стратегии.
Да, работа по постановке стратегического менеджмента может потребовать немало времени и сил, но оно того стоит. Внедрив стратегическое управление, компания получит инструмент для управляемого и эффективного развития. |
Кстати, в этом и заключается одна из проблем многих компаний, которые быстро растут. Зачастую бизнес далеко "убегает" от системы управления и она перестает справляться в новых условиях. Поэтому необходимо обеспечить гармоничное развитие и бизнеса, и системы управления.
Работа по внедрению и развитию системы стратегического управления (менеджмента) может быть построена следующим образом (см. Рис. 1):
- этап 1 "Разработка первой версии стратегического плана (качественная проработка)";
- этап 2 "Разработка количественной версии стратегического плана и регламента стратегического управления";
- этап 3 "Обкатка разработанной системы стратегического управления";

Этап 1. Разработка первой версии стратегического плана (качественная проработка)
Это значит, что на первом этапе постановки стратегического управления необходимо выполнить следующие мероприятия (см. Рис. 2 и Табл. 1):

№ |
Раздел |
Комментарии |
1 |
Стратегический анализ |
При проведении первого стратегического анализа нужно использовать несколько эффективных инструментов. Из них нужно будет выбрать те, которые будут использоваться. В будущем набор применяемых инструментов стратегического анализа может быть расширен. |
2 |
Миссия |
Миссия, пожалуй, наиболее постоянная часть стратегического плана. У компании могут меняться цели и стратегия, а тем более – стратегические задачи. Миссия же, как правило, остается постоянной. Она может, конечно же, постепенно принимать все более емкую и содержательную форму, но, по существу, она может поменяться только в том случае, когда происходят значительные изменения компании, например, открытие принципиально нового для компании направления деятельности. Хотя даже и такое событие может не являться причиной изменения миссии. Например, если речь идет о многопрофильном холдинге, для которого появление нового бизнеса является привычным делом. |
3 |
Стратегическая концепция развития |
Стратегическая концепция развития представляет собой, по сути, агрегированную стратегию компании, то есть в концепции определяются основные направления развития компании. |
4 |
Цели (целевые показатели) |
Целевые показатели – это конкретные показатели с конкретными значениями, которых должна достигнуть компания за плановый период. Эти целевые показатели как раз и должны войти в стратегическую финансово-экономическую модель, на основе которой будут рассчитываться стратегические цели компании. |
5 |
Стратегия: – продуктовая стратегия; – операционная стратегия; – управленческая стратегия; – ресурсная стратегия. |
Цели определяют конкретные численные значения показателей, которые должны быть достигнуты в плановом периоде. К одним и тем же целям можно идти разными способами. Вот этот самый способ достижения целей и является стратегией компании. |
6 |
Проекты развития: |
Для успешного достижения плановых значений стратегических показателей компании нужно выделять конкретные проекты развития и реализовывать их, придерживаясь тех самых базовых принципов (набора правил для принятия решений), которые прописаны в стратегии компании. После определения проектов развития будет четкое понимание того, что сейчас приоритетно в плане развития бизнеса и системы управления. |
Этап 2. Разработка количественной версии стратегического плана и регламента стратегического менеджмента (управления)
Итак, для разработки количественного стратегического плана нужно будет выполнить следующие мероприятия:

* ВРГ – временная рабочая группа (команда, которая будет заниматься планирование, реализацией, контролем и анализом проекта развития)
Примечание: в рамках первого этапа проекта по постановке стратегического управления проработка проектов развития пока происходит только на качественно уровне. Это значит, что самих бюджетов проектов развития и моделей, с помощью которых они составляются, пока разработано не будет. Это все будет реализовано на втором этапе проекта по внедрению системы стратегического менеджмента.
Следует отметить, что при составлении количественного стратегического план компании (на основе разработанных моделей) может возникнуть необходимость в корректировке и доработке первой версии стратегического плана, который был создан на первом этапе проекта при качественной проработке.
Например, после составления проекта количественного стратегического плана может оказаться так, что для его реализации нет необходимого объема финансирования.
Причины могут быть разными:
- слишком больших запланированных темпов роста компании (особенно актуально для компаний с большим финансовым циклом);
- обеспечения очень высокого уровня качества продуктов и услуг компании, что может потребовать существенного увеличения текущие затрат;
Среди проектов развития компании может быть такой, который позволит ей в перспективе обеспечить серьезный прорыв, но его реализация может потребовать много времени. При этом если доходы от его реализации увеличатся не сразу, а финансировать затраты нужно будет с самого его начала, то у компании может просто не хватить для этого денег.
Безусловно, в таких случаях нужно будет пересматривать стратегический план, поскольку его финансовая реализуемость является одним из важнейших требований.
Плановую нехватку финансирования в принципе можно устранить за счет привлечения кредитных ресурсов, но это может оказаться очень рискованным шагом. Ведь точность прогнозов может получиться не очень высокой, что возможно приведет к тому, что по факту доходная часть будет меньше, чем планировали, а затратная – наоборот больше.
Подобное развитие событий можно очень существенно усложнить возврат кредита, что может привести даже к банкротству компании.
Итак, качественная и количественная проработка стратегического плана тесно взаимосвязаны друг с другом. Поэтому может потребоваться несколько итераций, прежде чем получится их согласовать между собой.
Помимо разработки количественной модели стратегического плана компании в рамках второго этапа проекта по постановке системы стратегического управления необходимо разработать регламент, в котором необходимо прописать кто, что и когда должен делать.
Таким образом, в данном регламенте должен быть описан весь процесс стратегического управления, в том числе и корректировка стратегического плана компании, а также улучшение самой системы стратегического менеджмента.
Этап 3. Обкатка разработанной системы стратегического управления (менеджмента)
Следует помнить, что разработка стратегического плана – это не самоцель. Нужно научиться его выполнять. Для этого в компании необходимо внедрить механизм реализации стратегии.
Таким образом, на третьем этапе должна быть отработана вся процедура стратегического управления, в соответствии с регламентом, подготовленным на втором этапе проекта по разработке и внедрению стратегического менеджмента.
Это значит, что нужно обкатать систему стратегического управления на всех основных стадиях:
Несомненно, в процессе такой отладки системы стратегического управления могут вноситься корректировки и в стратегический план, и в саму систему.
На третьем этапе желательно обкатать систему на нескольких циклах стратегического управления. Да, это большой труд, но зато реализация данного проекта позволит создать действительно рабочий инструмент, который обеспечит системное развитие компании.
Таким образом, реализация всего проекта по разработке и внедрению системы стратегического управления может занять около года или полутора лет. Возможно и меньше. Многое зависит от того как быстро компания научится выполнять все функции процесса стратегического управления.
Безусловно, в дальнейшем, уже на процессной стадии (см. Рис. 1), можно будет заниматься постоянным совершенствованием и развитием системы стратегического менеджмента.
Если у Вас возникли какие-то вопросы по данной статьей Вы можете направить их по адресу 5046320@mail.ru. Автор статьи ответит на Ваши вопросы в течение нескольких дней с момента получения. |
Ниже представлена форма для подписки на новые материалы сайта (статьи и опыт), связанные с постановкой современной системы управления и повышением эффективности компании. То есть в рассылках будет информация только о новых материалах, аналогичных тому, что размещен на данной странице сайта.