Статьи > Статьи по теме "Стратегическое управление и эффективное развитие бизнеса" > Стратегический менеджмент - необходимый элемент системы
Александр Карпов, директор и ведущий консультант Компании РиК, президент Ассоциации эффективного бизнеса, основатель бизнес-школы "Первая школа предпринимателей", автор книги "Стратегическое управление и эффективное развитие бизнеса"
rik-company.ru
ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО
В последнее время интерес российских компаний к теме стратегического управления заметно усилился, и это не просто дань моде. В стратегическом менеджменте возникает объективная необходимость, особенно если компании планируют эффективно развиваться и дальше.
Более того, хотя на части из них уже налажено оперативное управление, собственники понимают, что можно работать более эффективно, но эту задачу практически невозможно решить на оперативном уровне. Без продуманной стратегии и эффективного механизма реализации этой стратегии обойтись очень сложно.
Все это, казалось бы, очевидно, и никто из менеджеров данные утверждения может напрямую не оспаривать. Но как только доходит до дела, то все стратегические размышления почему-то уходят на второй план и менеджеры тонут в текучке.
Довольно часто, когда речь заходит о стратегии, руководители небольших компаний заявляют, что им стратегия не нужна, т.к. они слишком маленькие и у них гораздо больше «земных» забот. С одной стороны можно согласиться с такой точкой зрения. Вроде бы, действительно, ну зачем фирме из десяти человек, с месячным оборотом где-нибудь около полумиллиона рублей заниматься какой-то непонятной стратегией, когда вокруг столько нерешенных оперативных вопросов.
Ответ на самом деле кроется в том, какие приоритеты есть у собственника данной компании. Если его по-крупному все (в том числе финансовый результат) более-менее устраивает, и он не хочет дальше развивать свою небольшую фирму, то в части стратегии его должен волновать только один вопрос – не исчезнет ли его компания в ближайшее время. И это вполне оправданный подход для данной ситуации.
Но ведь что интересно, как это ни странно, реально стратегического управления может не быть и в достаточно крупных компаниях, в которых численность работающих измеряется тысячами, а годовой оборот сотнями миллионов долларов. То есть можно отметить, что пренебрежение технологиями стратегического управления происходит почти на всех предприятиях в независимости от размера.
Например, в одной достаточно крупной компании генеральный директор (он же один из основных собственников) рассуждал о том, что его компания должна успешно развиваться и работать как минимум еще 50 лет. При этом он сам же и признавался, что почти все его топ-менеджеры "гайками занимаются" вместо того, чтобы решать стратегические задачи. Ему самому приходится тратить очень много времени на решение мелких оперативных вопросов.
Помимо очень крупных компаний сейчас есть достаточно много динамично развивающихся организаций. Буквально пару лет назад они могли состоять из нескольких сот/десятков сотрудников, а сейчас уже насчитывают несколько тысяч/сот. Такой быстрый рост также является одним из признаков необходимости внедрения эффективного механизма стратегического управления и развития компании.
ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО
Возможно, система управления таких компаний и годилась для прежних масштабов бизнеса, но сейчас она уже просто не в состоянии справиться с таким объемом работы. Собственники начинают это понимать, но, тем не менее, при развитии системы управления ведут себя гораздо более скромно, чем при развитии бизнеса.
Конечно же, всегда должен соблюдаться определенный баланс времени, который нужно уделять текущим (оперативным) и стратегическим вопросам. Если совсем отойти от текучки, то может оказаться так, что, имея замечательную стратегию, собственники могут лишиться своего бизнеса.
Чтобы менеджеры могли позволить себе уделять больше времени стратегическим вопросам, они должны сначала наладить достаточно эффективное оперативное управление. Это подразумевает выполнение ряда необходимых условий: четкая регламентация деятельности, наличие системы планирования, учета и контроля, распределение ответственности и полномочий между менеджерами и т.д.
Если всего этого не выстроить, то действительно сложно будет заниматься стратегическими задачами без ущерба для текущих результатов. Хотя, на самом деле, работа по налаживанию системы оперативного управления должна опираться на определенную базовую стратегическую линию, которую собственникам бизнеса следует заранее определить.
ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО
Ближайший семинар по стратегическому управлению состоится 19-20 декабря 2024 г.
В этом смысле, кстати, работа по разработке стратегии хороша хотя бы тем, что позволяет собственнику и топ-менеджерам комплексно взглянуть на бизнес, которым они владеют и управляют.
К тому же, это позволит, в том числе, решить и такой принципиальный вопрос – а нужно ли дальше выстраивать систему стратегического управления и если да, то какой сложности.
Примечание: более подробно тема данной статьи рассматривается на семинаре-практикуме "Стратегическое управление и эффективное развитие бизнеса", который проводит автор данной статьи - Александр Карпов.
Ниже представлена форма для подписки на новые материалы сайта (статьи и опыт), связанные с постановкой современной системы управления и повышением эффективности компании. То есть в рассылках будет информация только о новых материалах, аналогичных тому, что размещен на данной странице сайта.
Стратегический менеджмент - необходимый элемент системы управления
rik-company.ru
Книга по стратегическому управлению
Методика стратегического управления
Семинар-практикум по стратегическому управлению:
- открытый семинар
- корпоративный
- интернет-семинар
Консалтинг по стратегическому управлению
Методика стратегического управления
Семинар-практикум по стратегическому управлению:
- открытый семинар
- корпоративный
- интернет-семинар
Консалтинг по стратегическому управлению
Более того, хотя на части из них уже налажено оперативное управление, собственники понимают, что можно работать более эффективно, но эту задачу практически невозможно решить на оперативном уровне. Без продуманной стратегии и эффективного механизма реализации этой стратегии обойтись очень сложно.
Все это, казалось бы, очевидно, и никто из менеджеров данные утверждения может напрямую не оспаривать. Но как только доходит до дела, то все стратегические размышления почему-то уходят на второй план и менеджеры тонут в текучке.
Довольно часто, когда речь заходит о стратегии, руководители небольших компаний заявляют, что им стратегия не нужна, т.к. они слишком маленькие и у них гораздо больше «земных» забот. С одной стороны можно согласиться с такой точкой зрения. Вроде бы, действительно, ну зачем фирме из десяти человек, с месячным оборотом где-нибудь около полумиллиона рублей заниматься какой-то непонятной стратегией, когда вокруг столько нерешенных оперативных вопросов.
Ответ на самом деле кроется в том, какие приоритеты есть у собственника данной компании. Если его по-крупному все (в том числе финансовый результат) более-менее устраивает, и он не хочет дальше развивать свою небольшую фирму, то в части стратегии его должен волновать только один вопрос – не исчезнет ли его компания в ближайшее время. И это вполне оправданный подход для данной ситуации.
Но ведь что интересно, как это ни странно, реально стратегического управления может не быть и в достаточно крупных компаниях, в которых численность работающих измеряется тысячами, а годовой оборот сотнями миллионов долларов. То есть можно отметить, что пренебрежение технологиями стратегического управления происходит почти на всех предприятиях в независимости от размера.
Например, в одной достаточно крупной компании генеральный директор (он же один из основных собственников) рассуждал о том, что его компания должна успешно развиваться и работать как минимум еще 50 лет. При этом он сам же и признавался, что почти все его топ-менеджеры "гайками занимаются" вместо того, чтобы решать стратегические задачи. Ему самому приходится тратить очень много времени на решение мелких оперативных вопросов.
Помимо очень крупных компаний сейчас есть достаточно много динамично развивающихся организаций. Буквально пару лет назад они могли состоять из нескольких сот/десятков сотрудников, а сейчас уже насчитывают несколько тысяч/сот. Такой быстрый рост также является одним из признаков необходимости внедрения эффективного механизма стратегического управления и развития компании.
Конечно же, всегда должен соблюдаться определенный баланс времени, который нужно уделять текущим (оперативным) и стратегическим вопросам. Если совсем отойти от текучки, то может оказаться так, что, имея замечательную стратегию, собственники могут лишиться своего бизнеса.
Чтобы менеджеры могли позволить себе уделять больше времени стратегическим вопросам, они должны сначала наладить достаточно эффективное оперативное управление. Это подразумевает выполнение ряда необходимых условий: четкая регламентация деятельности, наличие системы планирования, учета и контроля, распределение ответственности и полномочий между менеджерами и т.д.
Если всего этого не выстроить, то действительно сложно будет заниматься стратегическими задачами без ущерба для текущих результатов. Хотя, на самом деле, работа по налаживанию системы оперативного управления должна опираться на определенную базовую стратегическую линию, которую собственникам бизнеса следует заранее определить.
К тому же, это позволит, в том числе, решить и такой принципиальный вопрос – а нужно ли дальше выстраивать систему стратегического управления и если да, то какой сложности.
Примечание: более подробно тема данной статьи рассматривается на семинаре-практикуме "Стратегическое управление и эффективное развитие бизнеса", который проводит автор данной статьи - Александр Карпов.
Если у Вас возникли какие-то вопросы по данной статьей Вы можете направить их по адресу 5046320@mail.ru. Автор статьи ответит на Ваши вопросы в течение нескольких дней с момента получения. |
Ниже представлена форма для подписки на новые материалы сайта (статьи и опыт), связанные с постановкой современной системы управления и повышением эффективности компании. То есть в рассылках будет информация только о новых материалах, аналогичных тому, что размещен на данной странице сайта.